Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях
статья по развитию речи
При систематических логопедических занятиях ребёнок может хорошо выполнять артикуляционную гимнастику, правильно воспроизводить трудные звуки, но часто пользуется старым, привычным произношением. Чтобы исправить это, необходимо закрепить поставленные звуки в речи. Любой звук традиционно сначала автоматизируется изолированно, а затем — на материале различных слогов, слов и текстов. Проговаривание скороговорок и чистоговорок способствует быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skorogovorok_i_chistogovorok_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60
комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
«Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях»
Подготовила статью Пыдрина Елена Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №60 Колпинского района Санкт-Петербурга
2021 год
Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые нарушения отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.
Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью этих форм взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание».
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены на развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у дошкольников с речевыми нарушениями.
Эти малые формы фольклора помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность. Они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.
А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.
Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно, вполголоса, проговаривают ее.
Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
-проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:
- с вопросительной;
- весело;
- грустно;
- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».
Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.
Чтобы ребёнок мог легче запомнить скороговорки, следует использовать картинки и таблицы. Их применение позволит увеличить объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Чистоговорки— народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)
Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.
Примеры чистоговорок: са-са-са – вот бежит лиса, очка-очка-очка – мамина дочка, шу-шу-шу – свежим воздухом дышу и др.
Методика работы над чистоговоркой
- Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза.
- Ребёнок повторяет эту чистоговорку 1-2 раза.
- Логопед проговаривает её снова, интонируя звук, который слышится чаще остальных.
- Ребенок повторяет чистоговорку, выделяя автоматизируемый звук.
Виды работ с чистоговорками
1. Повтори, не ошибись.
2. Скажи с различной интонацией.
3. Скажи тихо.
4. Скажи громко.
5. Скажи медленно.
6. Скажи быстро.
7. Выдели слово интонацией.
8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).
9. Придумай чистоговорку по картинке.
10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.
11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.
13. «Прошагай» чистоговорку.
Чистоговорки можно использовать на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.
Например, чистоговорки на весеннюю тему.
Чьи – чьи – чьи - звонкие ручьи.
Чи – чи - чи - солнца теплые лучи.
Ди –ди -ди - весенние дожди.
Ва- ва - ва- зеленая трава.
Анчик – анчик - анчик - пушистый одуванчик.
Су – су - су - ландыши в лесу.
Ты – ты - ты – весенние цветы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Чистоговорки можно предлагать детям придумывать самим, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Скороговорки и чистоговорки легко запоминаются, поэтому повторять их можно
в любом месте, где захотите: на прогулке, в поезде и т.д.
По завершении работы детям можно предложить дидактические игры
и упражнения:
- «Какая команда назовёт больше скороговорок и чистоговорок» (на определенный звук);
- «Подобрать картинку к чистоговорке или скороговорке»;
- Провести конкурс «лучший скороговорщик».
Эти задания способствуют развитию и активизации воображения и словотворчества.
Таким образом, чистоговорки и скороговорки помогают улучшить произношение детей на стадии автоматизации трудных звуков.
Список литературы:
1. Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей»- М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008
2. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
3. Савушкин, С.Н. Издание развивающего обучения детей дошкольного возраста «Логопедический фольклор» / С.Н. Савушкин ООО «Ид Сфера образования» 2016г., 8 с.
4. Темникова В.Э. «Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями» - М: «Гном и Д», 2008. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ
Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в ДОУ: пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. Знакомясь с пот...
Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...
Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.
Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»
Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...