ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»
проект по логопедии на тему
Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_proekt_po_zdorovyu.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»
Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – подгрупповой.
По времени продолжения – долгосрочный, 1 год
По характеру контактов — в контакте с семьей.
Участники проекта —
1. Дети старшей логопедической группы.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.
Место реализации – детский сад.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие диафрагмального дыхания.
Задачи:
- Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
- Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
- Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков
- на материале слогов, слов
- на материале предложений и фраз.
- Формирование и закрепление диафрагмального дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап Организационный | ||
1. | Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания | сентябрь |
2. | Составление перспективного плана работы над дыханием. | октябрь |
3. | Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания | октябрь |
2 этап Практический | ||
Работа с детьми: | ||
1. | Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха | октябрь |
2. | Выработка глубокого вдоха | ноябрь |
3. | Формирование физиологического дыхания, развитие его силы | декабрь |
4. | Развитие силы голоса и речевого дыхания | январь |
5. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков | февраль, март |
6. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений | апрель, май |
Работа с родителями: | ||
1. | Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» | ноябрь |
2. | Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» | декабрь |
3. | Индивидуальные консультации для родителей | В течение года |
4. | Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» | февраль |
Работа с педагогами группы | ||
1. | Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | ноябрь |
2. | Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» | декабрь |
3. | Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей | февраль |
3 этап Итоговый | ||
1. | Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках | март, май |
2. | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания | апрель |
План реализации проекта:
Месяц | Игры и упражнения на развитие речевого дыхания |
сентябрь | «Сдуй жука, бабочку со цветка» «Подуй на бабочку» |
октябрь | «Подуй на листочки» «Ветерок» «В лесу» |
ноябрь | «Подуй на вертушку» «Подуй на облака» «Подуй на листья» «Улетай тучка» |
декабрь
| «Подуем на пушинку» «Прокатаем брёвнышки» «Новогодняя гирлянда» |
январь
| «Подуй на снежинку» «Погреем ручки» |
февраль | «Подуй на вертушку» «Заморозим пальчик» «Снег идёт!» «Вьюга» |
март | «Подуй на чай» «Эхо» «Чья птичка дальше улетит» |
апрель | «Насос» «Змейка» «Подуй на картинки и назови что нарисовано» |
май | «Забей мяч в ворота» «Чья птичка дальше улетит» |
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект "Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений дошкольников"
В данном проекте представлена система использования кинезиологических упражений в коррекции речи и двигательных нарушений воспитанников ДОУ....
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....