Конспекты по развитию речи в средней группе (зима)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщающая беседа о зиме»
Цель: закреплять представления о зиме, ее признаках.
Программное содержание:
Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе зимой, о характерных для зимы природных явлениях(снегопад, вьюга, метель, гололедица),закрепить названия и последовательность зимних месяцев;
развивать умение использовать в речи прилагательные, характерные для описания зимы, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
воспитывать любовь к окружающей природе, способность воспринимать красоту зимних явлений природы.
Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме, пословиц и поговорок, рассматривание пейзажных картин о зиме, рисование на тему «Зима».
Методические приемы: загадывание загадок, чтение стихов, пословиц и поговорок, называние народных примет, рассматривание иллюстраций о зиме, беседа, игровые ситуации.
Материал: подбор иллюстраций с зимней природой, зимними явлениями;
картинки с дикими животными, птицами, «волшебный снежок», аудиозапись с песней «Три белых коня» (слова А. Дербенева, музыка Е. Крылатова)
Ход организованной деятельности детей.
Вступительная часть.
-Загадаю я вам сейчас загадки, а вы попробуйте отгадать.
Стали дни короче, длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает — когда это бывает? (зимой)
Дел у меня немало — я белым одеялом
Землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня - (зима)
- Да, правильно, это загадки о зиме.
Сегодня мы с вами побеседуем о зиме и о зимних явлениях.
Основная часть.
-Как можно сказать про зиму, какая она?
-Ребята , у меня в руках волшебный снежок, сейчас к кому он попадет в руки, тот попробует нам назвать слово с чем у него ассоциируется зима «какая она». Я начну, а вы продолжите.
Игра со снежком
Дети, к которым в руки попадает снежок, называют один из признаков зимы: холодная, снежная, морозная, лютая, сказочная и т. д.
-Молодцы, ребята, много рассказали о признаках зимы.
А теперь давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?
Посмотрите, какой красивый зимний лес, он похож на сказочный. Чем покрыты ветви деревьев? Инеем.
-В какую погоду образуется иней? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?
Дети думают и отвечают.
-А какая погода изображена на картине?
-Как вы догадались, что солнечная погода?
На снегу видна тень от деревьев.
- Что происходит с деревьями и кустарниками зимой?
-Какие деревья зимой остаются зелеными?
-Какое явление природы часто бывает зимой? (идет снег)
Это явление называется снегопад.
-Зимой много снега, он лежит на деревьях. Деревья словно шапки одели. Под деревьями сугробы. Природа зимой очень красивая, как в сказке. Зима волшебница поработала.
-А что происходит с водой в реках, водоемах? (она замерзла)
-На дорогах очень часто бывает скользко, гололедица.
-Как ведут себя зимой дикие животные и птицы?
Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных: зайца, волка, медведя, белки, лисы и вместе с детьми определяет, как по- разному животные приспособились к зиме.
Дидактическая игра «Угадай»
- А теперь, ребята, угадайте, о каком из этих животных сейчас пойдет речь.
1. Это животное питается грибами и орешками, имеет рыжую шерстку, пушистый хвостик (белка).
2. Это травоядное животное, осенью и летом окрас серый, а зимой белый (заяц)
3.Это большое животное, хищник, серая шерсть, питается мясом. (волк)
4.Это животное живет в норе, имеет красивый, пушистый, рыжий мех и красивый хвостик (лиса)
5. Это животное зимой залегает в спячку в берлоге до весны (медведь)
(дети поднимают соответствующую картинку)
Физкультминутка. Звериная зарядка.
Раз- присядка, два- прыжок- это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Ну и хвостиком вильнуть, обязательно зевнуть,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы
То одну, то обе вместе долго топчется на месте
А кому зарядки мало - начинает все сначала.
Воспитатель включает аудиозапись песни «Три белых коня» (музыка Е. Крылатова, слова А. Дербенева)
-О чем поется в этой песне? (о зиме, о зимних месяцах).
-Как называется первый зимний месяц? Как в народе называют декабрь?
Декабрь « студень», « стужайло».
-Как называется второй зимний месяц? Январь – зимы государь. Это главный месяц зимы.
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает».
Если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши.
Воспитатель называет: падает снег, купаются в речке, играют в снежки, расцветают цветы, катаются на санках, загорают, наряжают елку и др.
-А как называется последний зимний месяц? Февраль.
Февраль- бокогрей, потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой- холодный ветер поддувает. «Бокогрей»- сложное слово, состоит из двух: бок и греть.
Солнышко все чаще начинает пригревать, но недолго. Снова возвращаются мороз и метель.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? Зимующие птицы.
(Воспитатель размещает на доске изображения зимующих птиц).
-Я буду загадывать загадки о птицах, а вы будете показывать птицу, про которую услышите.
Маленькая птичка- желтогрудая певичка.
Звонко песенку поет, сало вкусное клюет. (синица)
Черный жилет, красный берет,
Хвост, как упор, нос, как топор. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона,
Кто она – (ворона).
Найдешь ее ты во дворе, она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей! Эта птичка – (воробей)
-Мы с вами много наблюдали за зимними явлениями,
говорили о зимних приметах. Давайте вспомним их.
(Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают).
«Зима морозная - а лето жаркое».
«Много снега - много хлеба».
Белее земля - зеленее лето».
«Иней на деревьях - значит быть морозу».
«Зимой вьюги – а летом ненастье».
Подведение итогов.
- О чем мы с вами говорили на занятии?
-Что сегодня узнали нового?
-Что вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
область "коммуникация". конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима"
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим в средней группе«Зима» Провела воспитатель: Цыпышева Людмила Неповна...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимующие и перелётные птицы»
Открытое занятие по развитию речи в средней группе детского сада....
Конспект по развитию речи в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».
Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: «Зимующие птицы».Цели:1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птиц...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зима. Зимняя одежда»
НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зима. Зимние забавы"
Образовательные цели: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования род...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"
Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...