Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зима. Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Медведева Ольга Николаевна

Образовательные цели: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы) . Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Развивающие цели: Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Развитие речевого слуха. Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, .

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели: Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи. Оборудование: Снежинки; Сюжетные картинки ; Массажные шишки; Опорная схема для составления предложений;

Магнитофон, фонограмма «Времена года»

Ход: Ай да зимушка – зима Как украсила дома! Побелила всё вокруг, На всех крышах белый пух. Будут горки во дворе, На забаву детворе. Любят зиму, ребятишки? Дети – Да! Педагог – И девчонки? И мальчишки? Дети – Да! Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Педагог предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… Снег – (снежная) ; Мороз – (морозная) ; Ветер – (ветреная) ; Холод – (холодная) Обращаем внимание на доску с картинками. Ребята, назовите, что изображено на картинках. Составление предложений по опорной схеме. Дети поочередно называют: Дети катаются на санках Дети катаются на лыжах Дети катаются на коньках Дети катаются с горки Дети лепят снеговика Дети играю в снежки Дети чистят дорожки лопаткой Дети купаются на речке (это картинка лишняя, почему? Дети объясняют, что это делают летом)

Игра «Доскажи словечко». Педагог: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». «Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.) Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.) Физкультминутка. Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок) . «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метёт, (Имитируют) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки) Педагог – Ну и вновь у нас игра. Поиграем, дети? Дети – Да! Игра «Назови ласково». Педагог: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка) . Мороз – (морозец) . Лёд – (ледок) . Холод – (холодок) . Снег – (снежок) . Снежинка – (снежиночка) . Елка – (елочка) Санки – (саночки) Горка – (горочка) А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время. Дыхательные упражнения. Педагог: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.) Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки… Упражнение для коррекции зрения. Мы снежинку увидали, -со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд). Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом) .Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом). Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз). Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол). Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают. Замерзли? А давайте немного согреемся… Самомассаж с шишкой для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Эта шишка непростая, -(любуемся шариком на левой ладошке) Она колючая, вот какая. - (накрываем правой ладонью) Будем с шишечкой играть - (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально) И ладошки согреваем. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик горизонтально) И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем -(катаем шарик вертикально) Сильней на шишку нажимаем. Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шишку нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В ручку правую возьмём, В кулачок ее сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шишку мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) В ручку левую возьмём, В кулачок ее сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шишку мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шишку на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём, Метание снежков - Ребята, посмотрите сколько у нас белых снежков. Представим, что это настоящие снежки. Сейчас, мы с вами будем метать снежки в корзину (воспитатель показывает как играть). Кто больше всех кинет снежков в корзину, тот победит. Релаксация. Мы сегодня веселились и играли, и резвились. А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора. Дети расслабляются под звучание спокойной музыки.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

1. Организационный моментРебята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень Шлем привет мы вс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимние забавы».

Цель занятия: Составление коллективного рассказа по картине.Задачи занятия:- Обогащать и расширять словарный запас по теме «Зима», «Зимние игры и забавы».-Активизировать в речи...

Занятие по развитию речи в средней группе " Зимние забавы"

Занятие по развитию речи в средней группе " Зимние забавы"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимние забавы"

Данный конспект по развитию речи  составлен для детей 4-5 лет.  В увлекательной игровой форме дети уточняют свои знания о зиме и зимних забавах. Активизируют свою речь, упражняются в подборе...