Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по организации домашнего чтения.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Коргунова Римма Авальевна

Возвращаясь из детского сада, занимась домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rodit.sobranie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по организации домашнего чтения.

                                                                 «Кто много читает, тот много знает» (пословица)

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы почитать ребенку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Помните! Ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. 

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка: 

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, не торопитесь.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга -это не игрушка, не крышка для кукольного домика, и не повозка которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно общаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. В этом случае ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке, рассказе или стихотворении больше всего задевает ребенка, и это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функции художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь предать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха.

Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. 

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от текста содержания. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а так же смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. 7 Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать

8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит и от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбрать книгу для чтения.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Чаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги нужно постепенно. Отведите дома уголок для ремонта книг. В котором будет находиться оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.

Помните! Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь. 

«Чтение -  это один из истоков мышления и умственного развития»                                 В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...

Методические рекомендации учителя - логопеда для родителей "Как закреплять речевые навыки детей в домашних условиях?"

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий.Выполнение еженедельного дома...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и ег...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.

В данной статье описана последовательность постановки и закрепления отрабатываемых звуков....

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков. Уважаемые, родители! Если ваш малыш посещает занятия ...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков....

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей на тему: "Домашние животные и их детеныши"

Консультация предназначается родителям детей, посещающих группу комбинированной направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед знакомит родителей с предстоящей лексической т...