Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по речевому развитию "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dod_govorushki.docx | 290.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.
Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себe.
Актуальность
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речь падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Цель
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи
Обучающие:
- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
- Обогащать, активизировать речь детей.
- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
6.Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Ожидаемые результаты
ДОД позволит
- Занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время,
- раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность,
- способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей,
- научить детей передавать различные эмоциональные состояния.
- Повысить уровень словарного запаса, речевых навыков детей,
- Овладеть разнообразными речевыми умениями, средствами
Принципы организации работы ДОД
Дополнительная образовательная программа «Говорушки» построена на принципах:
1)принцип развивающего образования, целью которого является развитие творческих способностей и формирование ценностного отношения ребёнка к миру;
2)принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть реализовано в массовой практике);
3)принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале максимально приближено к разумному «минимуму»);
4)обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию у детей творческих способностей);
5)принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6)принцип здоровьесбережения, включающий в себя релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений.
Методы работы
- Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр).
- Наглядный - показ действий.
- Действия руками ребёнка.
- Самостоятельные действия ребёнка.
Режим ДОД
В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет, посещающие ДОУ.
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели( вторник, 15:30)
Общее количество занятий в год – 18.
Количество детей – 10 человек.
Время занятия - 15 минут.
Срок реализации – 1 год.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год( на начало года- вводная, в конце года – итоговая)
Календарно-тематическое планирование ДОД
Месяц | № п/ п | Тема | Количество часов | |
всего | ||||
кол-во занятий | мин. | |||
Сентябрь | 1 | Песенка- закличка «Осень, осень, в гости просим». | 1 | 15 мин. |
2 | Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) | 1 | 15 мин. | |
Октябрь | 3 | Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр) | 1 | 15 мин. |
4 | Пальчиковая игра «Засолка капусты» | 1 | 15 мин. | |
Ноябрь | 5 | Потешка «Зайка серенький сидит» | 1 | 15 мин. |
6 | Пальчиковая игра «Котик» | 1 | 15 мин. | |
Декабрь | 7 | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. | 1 | 15 мин. |
8 | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | 1 | 15 мин. | |
Январь | 9 | Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» | 1 | 15 мин. |
10 | Пальчиковая игра «Варежка | 1 | 15 мин. | |
Февраль | 11 | Загадывание загадок о зиме | 1 | 15 мин. |
12 | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». | 1 | 15 мин. | |
Март | 13 | Потешка «Мыши» | 1 | 15 мин. |
14 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) | 1 | 15 мин. | |
Апрель | 15 | Потешка « Пекла кошка пирожки» | 1 | 15 мин. |
16 | Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) | 1 | 15 мин. | |
Май | 17 | Пальчиковая игра «Сказки» | 1 | 15 мин. |
18 | Русская народная сказка «Гуси- лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций | 1 | 15 мин. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
1 | Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим». | Побуждать детей к участию в театрализованной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яркую окраску листьев. | Рассматривани е листьев, чтение и разучивание, вопросы, показ действий руками. | Образовательн ая ситуация. Музыкальная игра. |
2 | Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) | Продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка, с приемами управления настольными куклами. Воспитывать интерес к занятию, эмоциональную отзывчивость и желание общаться. | Рассматривани е иллюстраций, вопросы, инсценировка. | Театральная деятельность, подвижная игра «Кто в домике живет» |
3 | Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр) | Учить эмоционально воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы; развивать интерес к чтению обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов. | Рассматривани е, чтение и рассказывание сказки. | Пальчиковая гимнастика «Замесили тесто», театральная деятельность. |
4 | Пальчиковая игра «Засолка капусты» | Развивать умения подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Добиваться правильного и четкого произношения слов, согласовывать движения с текстом. | Отгадывание загадок, рассматривани е альбома «Овощи», дидактическая игра «Огород» | Чтение и разучивание, пальчиковая игра. |
5 | Потешка «Зайка серенький сидит» | Учить слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств. | Рассказывание по игрушке, произношение стихотворения, совершая движения иллюстрирующ ие текст. | Образовательн ая ситуация – разучивание потешки. |
6 | Пальчиковая игра «Котик» | Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать моторику рук. | Иллюстрации, чтение с использование м пальчиковых игр, игровое упражнение с Солнышком. | Чтение и разучивание, пальчиковая игра. |
7 | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. | Познакомить детей с русскими народными загадками. Вызывать желание слушать народные загадки. | Отгадывание загадок, подвижная игра «Тень- тень-потетень» | Образовательн ая ситуация |
8 | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). | Познакомить детей с кукольным спектаклем «Кот, петух и лиса». Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Рассматривани е иллюстраций, дидактическая игра «Угадай сказку », беседа «Один дома». | Игра – драматизация |
9 | Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» | Познакомить детей со значением и содержанием потешки- заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть. Учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого. | Рассматривание игрушки- зайчика, беседа по пословице «Бер еги нос в большой мороз », игра «Зайка беленький сидит» | Словесная игра |
10 | Пальчиковая игра «Варежка» | Активизировать речь детей. Развивать образное мышление детей. | Чтение потешек с использование м пальчиковых игр. | Театральная игра |
11 | Загадывание загадок о зиме | Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы воспитателя. | Беседа, рассматривание репродукции зимних пейзажей , чтение загадок, слушание песни о зиме. | Игра – массаж «Одеваемся теплее». |
12 | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса» (настольный театр) | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой. | Рассматривание альбома с изображением диких животных, игровая мотивация, показ иллюстраций настольного театра. | Чтение, театральная деятельность. |
13 | Потешка «Мыши» | Развивать выразительность речи, способствовать формированию звуковой культуры речи. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривани е картинок, загадки. | Игра - драматизация |
14 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) | Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказок, развивать слуховое внимание, фантазию интерес к сценическому искусству. | Художественно е восприятие сказки, беседа, вопросы детям, распределение ролей, самостоятельна я игровая деятельность. | Проговаривани е сюжетов сказки с опорой на демонстрацион ный материал. |
15 | Потешка « Пекла кошка пирожки» | Разучивание русской народной потешки «Пекла кошка пирожки». Пополнять словарный запас детей. | Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривани е картинок, загадки. | Игра - драматизация |
16 | Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) | Учить содержательно и эмоционально рассказывать, используя выразительные средства. Развивать речевое творчество детей, воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу. | Слушание песни «Приходите в гости к нам», пальчиковая гимнастика «Курочка». | Творческое рассказывание, совместная театральная деятельность. |
17 | Пальчиковая игра «Сказки» | Научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм. | Заучивание текста игры, игра- драматизация | Пальчиковая игра, образовательна я ситуация. |
18 | Русская народная сказка «Гуси- лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций | Познакомить со сказкой «Гуси-лебеди». Продолжать развивать речь детей. Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Демонстрация иллюстраций к сказке, артикуляционн ая гимнастика, пересказ сказки по иллюстрациям. | Театральная деятельность |
Педагогическая диагностика
Высокий уровень : ребенок не допускает ошибок/воспроизводит без помощи воспитателя – 3 балла.
Средний уровень : допускает 1-2 ошибки/ воспроизводит с помощью воспитателя – 2 балла.
Уровень ниже среднего : допускает 3 и более ошибок/ затрудняется воспроизвести даже с помощью воспитателя - 1 балл.
- Методическое обеспечение программы
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
- Художественное слово.
- Пальчиковая гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Речевые игры.
- Подвижные игр.
2. Приемы и методы организации.
- Словесный метод- (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр).
- Наглядный метод- показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
- Практический метод - действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.
- Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.
3. Дидактический материал.
- Словесный материал (картотека малых фольклорных форм)
- Картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
- Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
- Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)
- Наглядный материал: игрушки иллюстрации, разные виды театров по тематике малых фольклорных форм.
- ТСО:, аудиозаписи, видеопрезентации.
Список литературы
- Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г. Липецк 2012г.
- Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.
- Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.: 2015г
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
- Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. 188с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственного образо
Тема: «Путешествие со звуком Л» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие». Задачи: ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр
Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...
Отчетный концерт музыкальной студии "Звонкие голоса" дополнительная образовательная деятельность детей дошкольного возраста
quot;Незнайка в гостях у ребят музыкальной студии" - отчетный концерт в конце учебного года для родителей с презентацией....
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»
приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по осуществлению образовательной деятельности детей дошкольного возраста 1.5 - 3 лет на основе ПОП "ТЕРЕМОК"
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...