Использование приемов МНЕМОТЕХНИКИ в познавательно-речевом развитии дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)
учебно-методическое пособие по развитию речи
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
В статье представлена презентация наглядных пособий (в том числе и авторских), используемых в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.pdf | 2.03 МБ |
mnemotehnika.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование приемов МНЕМОТЕХНИКИ в познавательно-речевом развитии дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)
Учитель-логопед МБДОУ ДС № 43 Божева Т.М.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.
Наряду со схематичными изображениями могут использоваться цветные картинки.
В практике работы я использую приемы мнемотехники в различных сферах познавательно-речевого развития детей, начиная с мнемоквадратов для обозначения последовательности этапов занятия (визуальное расписание) и заканчивая мнемодорожками и мнемотаблицами для развития монологической речи.
В форме мнемотаблиц представлены всем известные и широко используемые педагогами схемы составления описательных рассказов Т.А. Ткаченко. Аналогичный материал в цветном варианте предложен авторами в пособии Васильевой С.А., Мирясовой В.И. «Тематический словарь в картинках». Для занятий с детьми с ОВЗ я в свою очередь применяю наглядные схемы составления описательных рассказов в авторском исполнении, часть которых представлена на слайде.
Не могу не отметить интересные наглядные пособия Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н., Нищевой Н.В., Теремковой Н.Э. и др. авторов, в которых также используются приемы мнемотехники для пересказа рассказов дошкольниками с речевым недоразвитием.
Наряду с ними с этой целью я широко применяю и авторские пособия, часть из которых представлена на слайдах. Созданные мной мнемотаблицы успешно используются учителями-дефектологами нашего ДОУ в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.
Для развития диалогической речи хорошим помощником в работе является мое авторское пособие «Учимся задавать вопросы», в котором в качестве подсказки детям предлагаются мнемоквадраты со схематичными изображениями вопросов. Данное пособие с рекомендациями по использованию представлено на портале МААМ.RU /URL: https://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-zadavat-voprosy.html/
Для работы по формированию фразовой речи и усвоению лексико-грамматических категорий в этом году мной было оформлено пособие «Фразовый конструктор», в котором в форме пиктограмм представлен большой запас глагольной лексики, а также предметные картинки из различных тематических групп и схематичные изображения предлогов. Для удобства в работе и поддержания интереса детей все карточки в пособии размещены с помощью липучек на отдельных листах. Используя схемы предложений с заданным количеством слов, дети с помощью педагога способны составить фразы различной степени сложности.
Кроме того, для отработки падежных конструкций и распространения предложений мной используются авторские мнемодорожки, которые удобно давать родителям на дом для закрепления отрабатываемых конструкций.
Очень эффективны приемы мнемотехники при заучивании стихотворений. Вы можете воспользоваться готовыми схемами (они в изобилии представлены на просторах интернета), а можете в процессе заучивания стихотворения зарисовывать его схематично вместе с детьми.
Я также пользуюсь собственными схемами при заучивании небольших стихотворений в процессе автоматизации звуков. Вместе с ними на слайде представлены мои авторские схемы для заучивания стихотворения В. Степанова, созданные в процессе работы по проекту «Зоопарк».
Особого внимания заслуживает работа по отгадыванию с дошкольниками мнемозагадок. Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления. Дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. С наглядной опорой ими лучше осмысливается содержание загадки. Хочу отметить, что в качестве подсказки для наших детей целесообразно использовать варианты ответов (в форме предметных картинок, муляжей или игрушек).
Для отгадывания описательных загадок о предметах мной вместе с тем используются карточки-свойства и карточки с отрицанием свойств, заимствованные из пособия «Блоки Дьенеша» и адаптированные для этой цели.
И, конечно, приемы мнемотехники успешно применяются в коррекции звукопроизношения. На слайдах вы видите мнемотаблицы с анализом артикуляции звуков, мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие автоматизировать поставленные звуки на уровне предложений и небольших текстов. С этой целью я пользуюсь пособиями Смирновой Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками», Кодолбенко Е.А. «Зашифрованные скороговорки», Пшонко В.В. «Доскажи словечко» и в равной мере собственными наглядными пособиями для автоматизации звуков позднего онтогенеза (разработала схемы рассказов на звуки С, З, Ш, Ж, Л, Р).
В заключение хочу продемонстрировать авторские мнемоквадраты, используемые мной в ходе экспериментирования при подготовке к открытому занятию и мнемотаблицы описания свойств материалов, которые были представлены на открытом просмотре декады взаимопосещений специалистов ДОУ (Конспект совместной деятельности педагога с детьми с использованием интерактивных игр по теме «Материалы» опубликован в сборнике «Педагогическая мозаика», выпуск 13 – г. Озерск, 2020).
Таким образом, мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной, грамматически правильной речи.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Источники литературы:
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Логопедические занятияв детском саду. Средняя группа / Старшая группа». – М.: Скрипторий 2003, 2012
- Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Нищева. Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
- Пшонко В.В. Доскажи словечко. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал. - М.: Мозаика-синтез, 2004.
- Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. : Гном, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Система работы по обучению перессказу детей с речевыми нарушениями....
Обобщение опыта работы "Использование приемов мнемотехники в области "Познавательное развитие" (Формирование целостной картины мира) "
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, н...
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР (РМО учителей - логопедов)...
Использование приемов мнемотехники в формировании речевого развития детей 4-7 лет
В статье определены методы использования приемов мнемотехники в формировании речевого развития детей 4-7 лет...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста...
Опыт работы на тему: «Использование приемов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»
В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сло...