Программа дополнительного образования "Умелые пальчики"
проект по развитию речи (младшая группа)
Кружок «Умелые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой
моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются
следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание,
лабиринты) аппликация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 64.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка.
- Паспорт программы:
∙ Цель программы
∙ Задачи программы
∙ Участники программы
∙ Сроки реализации
∙ График работы кружка
3. План реализации программы кружка «Умелые пальчики» во второй младшей группе.
- Профилактическая работа с родителями.
- Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения
рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия.
Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Умелые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой
моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются
следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание,
лабиринты) аппликация.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре
материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего
учебного года.
Форма работы: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных
техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими,
послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи: воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества), художественного вкуса;
усидчивости, целенаправленности
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического
мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развития речи детей.
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожно
й чувствительности пальцев рук); практических умений и навыков; обучение
различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
∙ воспитатель
∙ дети
∙ родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Сентябрь – май
ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА:
Понедельник
/1 подгруппа/ 15.40 –16.00
Среда
/2 подгруппа/ 15.40 –16.00
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Октябрь Тема: «Овощи с огорода» 1 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
«Морковка» -раскрась по образцу. Упражнение «Помоги Золушке» -рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Игра «Что растет в огороде» -чудесный мешочек. | Самомассаж Камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. | |
Тема: «Одежда» 2 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. 3. Учить последовательно, одевать и раздевать куклу. 4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. 5. Воспитывать бережное отношение к одежде. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки». Упражнение «Не дошитое платье»-«пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью. Д/игра «Оденем Петю». Упражнение «Похлопаем» -хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу. | Чтение стихотворения «Мой мишка» -застегивание и расстегивание пуговиц. | Самомассаж гранеными карандашами. |
Тема: «Транспорт» 3 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. | ||
Упражнения Упр. «Что у кого?» -разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
Упражнение «Грузим камушки на грузовик» -камушки рассыпаны по ковру.
«Проехала машина» -рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины. Упражнение «Топай-хлопай».
Пальчиковая игра «Вертолет». | Самомассаж бусинками–катать по очереди каждым пальчиком бусинки. | |
Тема: «Домашние животные» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкой моторики рук. 2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. 4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любовь к животным, фантазию. | ||
Упражнения Упражнение «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем. Упражнение «Коготки и лапки». Упражнение «Домашние животные» -найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. «Зеленый лужок» -рисуем травку для коровки.
Д/и «Животные, и их детеныши». | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Ноябрь Тема: «Игрушки» 1 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать учить координировать движения с речью. 3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой-разглаживание смятой в комочек бумаги. 6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Упражнение «Лошадка». Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать. «Рисуем мячи»-на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала. «Пирамидка» -лепка из пластилина | Самомассаж косточками фруктов. | |
Тема: «Птицы» 2 неделя | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». Игра «Грузовик построим сами». Упражнение «Машина на погрузке» -рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам. Упражнение «Ловкие ручки» -подбери подходящую крышечку. | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Тема: «Мой любимый транспорт» 3 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 4. Развивать глазомер и точность. 5. Стимулировать тактильные ощущения. | ||
Упражнения Упражнение «Чей кораблик?» -лабиринт Пальчиковая гимнастика «Путешествие». Проехала машина» -рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины. Упражнение «Топай-хлопай». | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Тема: «Мой Дом» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Обучение рисованию кругов. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. 5. Развивать чувство формы. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Кроватка», «Стул». Д/и «Маленькие столяры» -сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
Упр. «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе. Мы строители» -строим из строительного материала гараж. | Самомассаж косточками фруктов. | |
Декабрь Тема: «Дикие животные» 1 неделя | ||
Цель: 1.Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной. | ||
Упражнения Упражнение «Животные хотят пить» -наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
Пальчиковая гимнастика «На лужок».
Упражнение «Нарви молодой травки» -мелко нарвать зеленую бумагу. Подвижная игра «Зайка». Упражнение «Веселые зверята» Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками. | Самомассаж мячиками (ежиками) | |
Тема: «Деревья» 2 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Научить детей завязывать узелки, бантики. 4. Формировать умение координировать речь и движения 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю». Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики. Игра с прищепками «Наряжаем елочку». Упражнение «Найди пару» -найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. | Самомассаж косточками фруктов. | |
Тема: «Зима. Признаки зимы» 3 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». «Снегопад» -рисуем пластилином. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками. Упражнение «Сосульки» -прикрепить прищепки к полоске картона «крыше». Упражнение «Погуляем» -ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. | Самомассаж гранеными карандашами | |
Тема: «Одежда» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Учить создавать узор из кругов, штрихов. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать желание помогать маме. 6. Развивать творческую фантазию. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Постираем белье». Упражнение «Помогаем маме» -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. Упражнение «Не дошитое платье»-«пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью. Упражнение «Ткань на новое платье» -работа с лоскутками разной фактуры. «Укрась платье Маруси» -раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. | Самомассаж косточками фруктов. | |
Февраль Тема: «Виды транспорта» 1 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 4. Развивать глазомер и точность. 5. Стимулировать тактильные ощущения. | ||
Тема : «Профессии» 2 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. 5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом». Игра «Тесто» -имитация замешивания теста в сухом бассейне. Упражнение «Каталог тканей», -какая ткань на ощупь. Упражнение «Собери красивый букет» -шнуровка.
«Мы строители» -строим из строительного материала гараж.
Упражнение «Шишки для белочки»-положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую -большие. | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Тема: «Защитники отечества» 3 неделя | ||
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику рук 2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки и бантики. 5. Стимулировать тактильные ощущения. | ||
Тема: «Конец зимы» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Снеговик». Упражнение «Остатки запасов» -помоги мышке -норушке рассортировать красную и белую фасоль. Упражнение «Солнечный денек» -с помощью прищепок делаем солнышко.
«Веселый снеговик» -рисуем мелками круги разного размера. Игра «чудесный мешочек» -разделить предметы на мягкие и твердые. | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Март Тема: «Мамин праздник» 1 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | ||
Упражнения «Следы от капели» -на манке пальчиками ставим точки. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» -выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга. Подвижная игра «Подарок маме».
«Платочек для мамы» -украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками
Упражнение «Бусы для мамы» -нанизывание макарон на ленту.
Упражнение «Погуляем» -двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. | Самомассаж косточками фруктов. | |
Тема: «Дом» 2 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Обучение рисованию кругов. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. 5. Развивать чувство формы. 6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | ||
Упражнения Игра «Что лишнее?» -«Чудесный мешочек». Пальчиковая гимнастика «Кроватка», «Стул». «Домик для мишутки» -рисуем на манке. Д/и «Маленькие столяры» -сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
Образно-пластическое творчество детей -«Мы строители» Упр. «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе. | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Тема: «Домашние животные» 3 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. 3. Учить детей рисовать волнистые линии. 4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую. 5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться 6. Стимулировать тактильные ощущения. | ||
Упражнения Упражнение «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
Упражнение «Животные хотят пить» -«мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой. Упражнение «Прятки» -найди всех животных в сухом бассейне.
Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка». | Самомассаж гранеными карандашами. | |
Тема: «Электроприборы» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать внимание. 5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Это звери». Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки. Раскрась рисунок, не выходя за контур-«Телевизор», «Компьютер», «Утюг» Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы. | Самомассаж мячиками (ежиками). | |
Апрель Тема: «Весна» 1 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
Упражнение «Весенняя полянка» -с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья. «Весенний букет» -аппликация с использованием оригами. Упражнение «Веселые ладошки» -завязывание узелков, бантиков. Игры с пуговицами –рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). | Самомассаж косточками фруктов. | |
Тема: «Звонкая капель» 2 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4.Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Воспитывать любознательность, самостоятельность. | ||
Тема: "Весеннее солнышко" 3 неделя | ||
Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. | ||
Упражнения Игра «Узнай фигуру» -«Чудесный мешочек» (геометрические фигуры). Упражнение «Веселые ладошки» -учимся завязывать узелки, бантики. Лабиринт, «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр) «Весенние цветы -одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками. Пальчиковая гимнастика «Улитка». Пальчиковая игра «Орешек». | Самомассаж камушками –катать по очереди каждым пальцем. | |
Тема: «Насекомые» 4 неделя | ||
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение завязывать узелки. 6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. | ||
Упражнения Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Паучок» Упражнение «Посадка фасоли» -в песке сделать ямки и посадить семена. Упражнение «Цветочный лужок» -с помощью мозаики сделать цветы. Упражнение «Насекомые на листочке» -упражнение в шнуровке. Упражнение «Закрути баночки» -подобрать по размеру и закрутить крышечку. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. | Самомассаж гранеными карандашами. |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.«Рисуем пальчиками и ладошками». Родители совместно с
детьми учатся рисовать с помощью ладошек и пальчиков с целью художественно -эстетического развития
2. Семинар
-практикум «Пальчиковые игры, их назначение и роль в художественно-эстетическом развитии». Поиск ответа на вопрос: как и зачем, используя пальчиковые игры, развивать у детей мелкую моторику рук.
3.Консультация «Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие». Уточнить представления родителей о влиянии художественно-эстетического развития на речь, на развитие интеллекта.
4.Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию
«Солнечная поляна». Проведение открытого занятия с целью информирования
родителей о том, чему научились дети за как правильно обеспечить полноценное
развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовить ребенка к школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1.«Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С.Е. Большакова
2.«Обучение детей грамоте в игровой форме» И.А. Быкова
3.«Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
4.«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Т.М. Грабенко,
Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
5.«Обучение детей 3 –4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н.Доронова,
С.Г. Якобсон
6.«Развитие детей в изобразительной деятельности» Т.Н. Доронова
7.«Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» Зейц Мариелла
8.«Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т.Г. Казакова
9.«Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова
10. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В. Никитина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"
Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.
по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...
Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"
Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"
В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....