Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_gruppa.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Введение. Пояснительная записка
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными и согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развития силы, координаций движений. Все это – основные составляющие овладения письмом.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательныз импульсов пальце рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Цель
Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка
Задачи
- Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета
- Развивать координацию движений у ребенка
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память
- Стимулировать речевое развитие ребенка
- Развивать целенаправленность действий, умение доводить начатое до конца
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество)
- Укреплять мышечный тонус кистей рук.
- Снизить утомляемость, повысить работоспособность
Формы организации обучения
- Специально организованное занятие
- Совместная работа воспитателей с детьми вне занятий
- Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи
Методики обследования
- Определение ведущей руки
- Определение ведущего глаза
- Определение сформированности мелкой моторики пальцев рук
Методы и приемы обучения
- Информационно-рецептивный: направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации
- Репродуктивный: направлен на закрепление, углубление представлений, способов оперирования представлениями
- Эвристический: направлен на поэтапное или операцилнное обучение элементам деятельности детей
- Исследовательский: предполагает самостоятельное решение задач
План занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 4 занятия в месяц. Итог – 32 занятия в год
Формы работы с родителями
- Собрания
- Консультации
- Рекомендации
- Практикумы
- Анкетирование
- Совместные поделки
Диагностика мелкой моторики в старшей группе
№ 1.
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.
(Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и
родителей)
Условия проведения тестирования'.
- Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
- Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
- Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».
Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»
I. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».
- Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.
«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».
- Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.
2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.
- «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.
- «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
- «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукис очень редко берут его левой рукой.
- «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
- «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
- «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
9. «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите,
большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.
10. «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая
держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.
II. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?
12. «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное
- ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.
- «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
- «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
- «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.
Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:
Интерпретация полученных результатов:
- При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
- Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
- Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».
№ 2
Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)
- Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
- Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
- В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.
Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.
№ 3.
Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой
моторики пальцев.
(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)
Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
- Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
- Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
- Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
- Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
- Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.
Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования: •
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении
команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении
переключаемое™ движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует
командам тестирующего.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретаиия результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых функций.
Оценка зрительно-ручной координации. Манометрический тест:
(тест Озерецкого)
Ход тестирования:
Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.
Интерпретация результатов тестирования:
Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.
Методика определения зрительно-ручной координации.
«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.
Ход тестирования:
Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.
Интерпретация результатов тестирования:
Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.
Оценка бинокулярного глубинного зрения (БЗ) тест Рейнеке - США.
(с двумя карандашами)
Бинокулярное глубинное восприятие пространства имеет важное значение в профессиональной деятельности. По статистике пятая часть всех несчастных случаев на производстве и в быту связана с недостаточностью глубинного зрения. Формирование навыков письма на начальном этапе также определяется степенью развития пространственных представлений. Нарушение восприятия пространства может быть связано с косоглазием, в том числе скрытым, которое внешне никак не проявляется. Значительные зрительные нагрузки на близком расстоянии могут привести к усугублению ситуации, что проявляется в резком снижении остроты зрения сначала на один, а затем и на другой глаз.
Ход тестирования:
Испытуемому дается заточенный карандаш и предлагается, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный коней другого карандаша, который держит в горизонтальном положении исследователь.
Интерпретация результатов тестирования:
При наличии бинокулярного зрения легко выполняется испытуемым; при нарушении БЗ совместить концы карандашей не удается. В этом случае дается рекомендация обратиться к офтальмологу для дополнительного обследования и соответствующей корректировки. Проверку БЗ необходимо проводить В детском саду (4-6 лет) и в первых классах школы.
Перспективный план работы с родителями
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия | Ответственные |
Анкетирование «Ваш выбор» | Изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; удовлетворение социального заказа на дополнительные услуги | Сентябрь | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Родительское собрание | Знакомство родителей с правилами посещения кружка | Октябрь | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Консультация «Все про наш кружок» | Расширение педагогического кругозора родителей | Октябрь | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
День открытых дверей | Демонстрация кружковой работы (фото и-видеоматериалы); открытое занятие кружка | Ноябрь | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Индивидуальные консультации для родителей | Привлечь внимание родителей к интересам ребенка | Декабрь, январь | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Открытое занятие | Развитие позитивных взаимоотношений воспитателя, детей и их родителей | Март | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Родительское собрание | Получение информации об уровне развития ребенка на конец учебного года | Май | Родители детей среднего возраста | воспитатель |
Перспективный план работы на год
Месяц | № занятия | Название занятия | Содержание занятия | Материалы |
1. | «Знакомство» |
| Дид.игры «Знакомство», «Ку-ку», «Повтори за мной» | |
2. | «Раз – грибок, два – грибок» |
| Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто | |
3. | «Овощи-фрукты» |
| Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, тарелочки с горохом, манкой для каждого ребенка | |
4. | «Осенний пейзаж» |
| Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, бусины | |
5. | «Лошадка» |
| Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, пластилин, зубочистки | |
6. | «Кормушка для птиц» | 1.Пальчиковые игры 2. Игры с мячом, эспандером 3. Дид.игра «Перебери крупу» 4. Изготовление поделки | Мячи, эспандеры, тарелочки с крупами, пластиковые бутылки, ложки одноразовые | |
7. | «У нас гость» |
| Мячи, эспандеры, бусины, пуговицы, емкости с крупами | |
8. | «Снегурочка в зимней шубке» |
| Мячи, эспандеры, по 2 пробки, по 1 прищепке, заготовка Снегурочки, пуговицы, бусины, клей | |
9. | «Маленький ежик, четверо ножек» |
| Мячи, эспандеры, по 2 пробки, по 1 прищепке, пластилин, бусины, семечки | |
10. | «Елочка-красавица деткам очень нравится» |
| Мячи, эспандеры, макароны, бусины, леска, заготовка елочки, клей | |
11. | «Рождественская птичка» |
| Заготовки птички на каждого ребенка, грецкие орехи, фломастеры, золотые нити, бусины | |
12. | «Украшаем посуду» |
| Мячи, эспандеры, яичные скорлупки, зубочистки, пластилин | |
13. 14. | «Домик» |
| Мячи, эспандер, спички, клей | |
15. | «Паровоз» |
| Бусины, леска, пластилин разных цветов | |
16. 17. | «Морской караван» |
| Тарелочки с разными видами круп, соленое тесто | |
18. | «В подарок маме» |
| Пальчиковый бассейн и мелкие игрушки, губки для посуды, CD –диск, яичная скорлупа, клей | |
19. | «Солнышко» |
| Мячи, эспандеры, пипетки, 2 CD-диска, золотистая ткань, бусины, леска | |
20. | «Светит солнышко в окошко» |
| Мячи, эспандеры, скрепки, вата, пуговицы | |
21. | «Парусник» |
| Мячи, эспандеры, тарелочки с крупами, пробка, зубочистки, цветная бумага, клей | |
22. | «Цветок-прищепка» |
| Прищепка, цветной картон, ножницы, бусины, скрепки, леска | |
23 | «Улитка» |
| Мячи, эспандер, пальчиковый бассейн, мелкие игрушки, пластилин разных цветов | |
24. | «Маракас с сюрпризом» |
| Мячи,. Эспандеры, тарелочки с крупами, скорлупка из-под чупа-чупс, кисточка, гречка или горох, цветная бумага, клей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...
Программа дополнительного образования для детей младшей группы (3-4 лет) "Умные пальчики"
Данная программа позволяет проводить кружковую работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"
Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....
Программа дополнительного образования для детей средней группы «Волшебное тесто»
Задачи:Познавательные:Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластикиУчить замешивать соленое тесто;Учить тесто разминать, катать в шары и столбики; соединять детали с помощью воды;Уч...
Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми 4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...