Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Болдырева Юлия Викторовна

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednyaya_gruppa.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский

Введение. Пояснительная записка

        Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

        Чтобы будущий  первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными и согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развития силы, координаций движений. Все это – основные составляющие овладения письмом.

        Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательныз импульсов пальце рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Цель

Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка

Задачи

  1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета
  2. Развивать координацию движений у ребенка
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память
  4. Стимулировать речевое развитие ребенка
  5. Развивать целенаправленность действий, умение доводить начатое до конца
  6. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество)
  7. Укреплять мышечный тонус кистей рук.
  8. Снизить утомляемость, повысить работоспособность

Формы организации обучения

  • Специально организованное занятие
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятий
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи

Методики обследования

  • Определение ведущей руки
  • Определение ведущего глаза
  • Определение сформированности мелкой моторики пальцев рук

Методы и приемы обучения

  1. Информационно-рецептивный: направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации
  2. Репродуктивный: направлен на закрепление, углубление представлений, способов оперирования представлениями
  3. Эвристический: направлен на поэтапное или операцилнное обучение элементам деятельности детей
  4. Исследовательский: предполагает самостоятельное решение задач

План занятий

        Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 4 занятия в месяц. Итог – 32 занятия в год

Формы работы с родителями

  • Собрания
  • Консультации
  • Рекомендации
  • Практикумы
  • Анкетирование
  • Совместные поделки

Диагностика мелкой  моторики в старшей группе

             № 1.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

(Бачина    О.В.,    Коробова    Н.Ф.    практическое   пособие   для    педагогов    и

родителей)

Условия проведения тестирования'.

  1. Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
  2. Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
  3. Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I.        «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.

  1. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.
  2. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
  3. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукис очень редко берут его левой рукой.
  4. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
  5. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
  6. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

9.        «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите,
большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.

10.        «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая
держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.

II.        «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

12.        «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное

-        ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.

  1. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
  2. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
  3. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

  1. При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
  2. Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
  3. Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».

№ 2

Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)

  1. Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
  2. Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
  3. В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

   № 3. 

Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой

моторики пальцев.

(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
  2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
  3. Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

  1. Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  2. Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:

  1. переключение с одного вида движений на другое;
  2. последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:        •

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении

команд тестирующего.

Переключаемость   считается    недостаточно   сформированной   при   нарушении

переключаемое™ движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует

командам тестирующего.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретаиия результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

            Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности  и школьно-значимых функций.

Оценка   зрительно-ручной   координации.        Манометрический  тест:  

(тест Озерецкого)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.

Интерпретация результатов тестирования:

Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.

Методика определения зрительно-ручной координации.

«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.

Ход тестирования:

Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.

Интерпретация результатов тестирования:

Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.

Оценка бинокулярного глубинного зрения (БЗ) тест Рейнеке - США.

(с двумя карандашами)

Бинокулярное глубинное восприятие пространства имеет важное значение в профессиональной деятельности. По статистике пятая часть всех несчастных случаев на производстве и в быту связана с недостаточностью глубинного зрения. Формирование навыков письма на начальном этапе также определяется степенью развития пространственных представлений. Нарушение восприятия пространства может быть связано с косоглазием, в том числе скрытым, которое внешне никак не проявляется. Значительные зрительные нагрузки на близком расстоянии могут привести к усугублению ситуации, что проявляется в резком снижении остроты зрения сначала на один, а затем и на другой глаз.

Ход тестирования:

Испытуемому дается заточенный карандаш и предлагается, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный коней другого карандаша, который держит в горизонтальном положении исследователь.

Интерпретация результатов тестирования:

При наличии бинокулярного зрения легко выполняется испытуемым; при нарушении БЗ совместить концы карандашей не удается. В этом случае дается рекомендация обратиться к офтальмологу для дополнительного обследования и соответствующей корректировки. Проверку БЗ необходимо проводить В детском саду (4-6 лет) и в первых классах школы.

Перспективный план работы с родителями

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сроки

Участники мероприятия

Ответственные

Анкетирование «Ваш выбор»

Изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; удовлетворение социального заказа на дополнительные услуги

Сентябрь

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Родительское собрание

Знакомство родителей с правилами посещения кружка

Октябрь

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Консультация «Все про наш кружок»

Расширение педагогического кругозора родителей

Октябрь

Родители детей среднего возраста

воспитатель

День открытых дверей

Демонстрация кружковой работы (фото и-видеоматериалы); открытое занятие кружка

Ноябрь

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Индивидуальные консультации для родителей

Привлечь внимание родителей к интересам ребенка

Декабрь, январь

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Открытое занятие

Развитие позитивных взаимоотношений воспитателя, детей и их родителей

Март

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Родительское собрание

Получение информации об уровне развития ребенка на конец учебного года

Май

Родители детей среднего возраста

воспитатель

Перспективный план работы на год

Месяц

№ занятия

Название занятия

Содержание занятия

Материалы

1.

«Знакомство»

  1. Знакомство всех участников друг с другом 2. Познакомить с правилами поведения на занятиях 3. Знакомство с соленым тестом

Дид.игры «Знакомство», «Ку-ку», «Повтори за мной»

2.

«Раз – грибок, два – грибок»

  1. Повторить правила поведения на занятиях «. Пальчиковая гимнастика 3. Игра с мячом, эспандером 4. Лепка из соленого теста

Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто

3.

«Овощи-фрукты»

  1. Перебирание круп 2. Пальчиковая гимнастика 3. Игры с мячом, эспандером 4. Изготовление заготовок из соленго теста

Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, тарелочки с горохом, манкой для каждого ребенка

4.

«Осенний пейзаж»

  1. Самомассаж 2. Пальчиковая гимнастика 3. Нанизывание бус 4. Изготовление заговок из соленого теста

Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, бусины

5.

«Лошадка»

  1. Игротренинг 2. Игры с эспандером, мячом 3. Нанизывание бусин 4. Лепка лошадки

Мячи, эспандеры, готовое соленое тесто, пластилин, зубочистки

6.

«Кормушка для птиц»

1.Пальчиковые игры 2. Игры с мячом, эспандером 3. Дид.игра «Перебери крупу» 4. Изготовление поделки

Мячи, эспандеры, тарелочки с крупами, пластиковые бутылки, ложки одноразовые

7.

«У нас гость»

  1. Пальчиковые игры, игры с мячом и эспандером 2. Игры с бусинами и пуговицами 3. Дид.игра «Поможем кукле Кате сварить гороховый суп»

Мячи, эспандеры, бусины, пуговицы, емкости с крупами

8.

«Снегурочка в зимней шубке»

  1. Пальчиковые игры 2. Игры с мячом, эспандером 3. Знакомство с упражнением «Лыжи», «Котенок» 4. Украшение шубки пуговицами

Мячи, эспандеры, по 2 пробки, по 1 прищепке, заготовка Снегурочки, пуговицы, бусины, клей

9.

«Маленький ежик, четверо ножек»

  1. Массаж кистей рук 2. Пальчиковые игры 3. Упражнение с пробками, мячом, прищепками 4. Рисование на манке 5. Лепка ежиков

Мячи, эспандеры, по 2 пробки, по 1 прищепке, пластилин, бусины, семечки

10.

«Елочка-красавица деткам очень нравится»

  1. Пальчиковая гимнастика 2. Игры с мячом, эспандером 3. Нанизывание макарон в чередовании с бусинами

Мячи, эспандеры, макароны, бусины, леска, заготовка елочки, клей

11.

«Рождественская птичка»

  1. Пальчиковые игры 2. Игровые упражнения с грецким орехом, фломастером 3. Изготовление поделки

Заготовки птички на каждого ребенка, грецкие орехи, фломастеры, золотые нити, бусины

12.

«Украшаем посуду»

  1. Пальчиковые игры 2. Игры с мячом, эспандером 3. Крошим яичную скорлупу 4. Украшение ваз и кувшин яичной скорлупой

Мячи, эспандеры, яичные скорлупки, зубочистки, пластилин

13.

14.

«Домик»

  1. Массаж кистей рук мячом, эспандером 2. Игровые упражнения со спичками. 3. Изготовление поделки

Мячи, эспандер, спички, клей

15.

«Паровоз»

  1. Пальчиковые игры 2. Дид.игра «Собери бусы» 3. Изготовление поделки

Бусины, леска, пластилин разных цветов

16.

17.

«Морской караван»

  1. Массаж кистей рук 2. Пальчиковая гимнастика 3. Переборка круп и раскладывание по видам 4. Изготовление заготовок к картине из соленого теста

Тарелочки с разными видами круп, соленое тесто

18.

«В подарок маме»

  1. Пальчиковая гимнастика 2. Игры в пальчиковом бассейне 3. Изготовление поделки

Пальчиковый бассейн и мелкие игрушки, губки для посуды, CD –диск, яичная скорлупа, клей

19.

«Солнышко»

  1. Пальчиковая гимнастика 2. Игры с мячом, эспандером 3. Игры с пипетками

Мячи, эспандеры, пипетки, 2 CD-диска, золотистая ткань, бусины, леска

20.

«Светит солнышко в окошко»

  1. Пальчиковая гимнастика 2. Игры с мячом, эспандером 3. Дид.игра «Собери бусы из скрепок» 4. Изготовление поделки

Мячи, эспандеры, скрепки, вата, пуговицы

21.

«Парусник»

  1. Пальчиковая гимнастика . Рисование на манке 3. Игры с грецкими орехами, крупами 4. Изготовление поделки

Мячи, эспандеры, тарелочки с крупами, пробка, зубочистки, цветная бумага, клей

22.

«Цветок-прищепка»

  1. Пальчиковая гимнастика 2. Упражнение «Котенок», «Собери бусы» 3. Изготовление подлки

Прищепка, цветной картон, ножницы, бусины, скрепки, леска

23

«Улитка»

  1. Массаж кистей рук 2. Пальчиковая гимнастика 3. Игры в пальчиковом бассейне 4. Изготовление поделки

Мячи, эспандер, пальчиковый бассейн, мелкие игрушки, пластилин разных цветов

24.

«Маракас с сюрпризом»

  1. Массаж кистей рук 2. Пальчиковая гимнастика 3. Дид.игра «Перебери крупу» 4. Изготовление поделки

Мячи,. Эспандеры, тарелочки с крупами, скорлупка из-под чупа-чупс, кисточка, гречка или горох, цветная бумага, клей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования для детей младшей группы (3-4 лет) "Умные пальчики"

Данная программа позволяет проводить кружковую работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования для детей средней группы по художественной направленности - кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги"

Ручной труд - уникальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность детей....

Программа дополнительного образования для детей средней группы «Волшебное тесто»

Задачи:Познавательные:Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластикиУчить замешивать соленое тесто;Учить тесто разминать, катать в шары и столбики; соединять детали с помощью воды;Уч...

Программа дополнительного образования для детей средней группы художественной направленности «Творческая мастерская»

 Рабочая программа дополнительного образования рассчитана для работы с детьми  4-5 лет и направлена на формирования эстетически развитой творческой личности; развитие инициа...