Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».
консультация по коррекционной педагогике
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная работа мелких мышц руки (пальцы, кисти) и глаза помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно себя обслуживать, выражаться через предметно-практическую деятельность. Во время выполнения ребёнком определённых заданий, у него совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_frebelyu_razv_zrit-mot_koord.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог: Шайтанова Н.Н.
МАДОУ №25 компенсирующего вида
г.Мончегорск, Мурманская обл.
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».
Переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Данный переход будет успешным, если к концу периода дошкольного детства у ребёнка сформируются разнообразные психофизические навыки, способствующие положительным результатам в обучении в школе.
Психическое развитие детей с нарушением зрения проходит те же стадии, подчинено тем же закономерностям, что и у нормально видящих детей, но имеет характерные особенности. Они проявляются в ограничении или отсутствии зрительного восприятия, в своеобразии способов предметно-практической деятельности, в особенностях развития эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, а также в формировании искаженных представлений и понятий об окружающем мире, отставании развития двигательной активности, нарушении ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная работа мелких мышц руки (пальцы, кисти) и глаза помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно себя обслуживать, выражаться через предметно-практическую деятельность. Во время выполнения ребёнком определённых заданий, у него совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.
Те, кто работает с детьми, имеющими нарушения зрения, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности, синхронности движений; что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, вырезать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных движений глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Причина этого – недостаточная сформированность зрительно-моторной координации в системе «глаз – рука».
Развивая зрительно-моторную координацию, я решаю следующие задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие.
Зрительно-моторная координация одна из составляющих зрительного восприятия. А уровень развития зрительного восприятия один из важнейших показателей функционального развития ребёнка
2. развивать точные движения, необходимые в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации:
1. несформированность зрительно-пространственного восприятия,
2.. нескоординированность зрительно-двигательных функций,
3. несовершенство нервной регуляции,
4. недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,
5. низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.
При недостаточном развитии зрительно-моторной координации у ребёнка отмечается:
1. трудности в совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов,
2. затруднения в становлении произвольности действий двигательного анализатора,
3. неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи)
4. медленное и менее качественное выполнение заданий.
Развитие зрительно-моторной координации требует:
1. концентрации внимания.
Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.
2. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми помимо основных упражнений, направленных на развитие зрительно-моторной координации, я использую развивающее пособие «Ориентация в пространстве и зрительно-моторная координация». Работая с данным пособием, я решаю сразу несколько задач: развиваю зрительно-моторную координация, пространственную ориентировку, внимание, прослеживающую функцию глаза, общую моторику, анализ, синтез и многое другое.
Так же в своей работе и я использую развивающее пособие «Дары Фребеля».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, и т.д. (всего 14 даров).
В дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.
Для развития зрительно-моторной координации подходят модули №7,№8 и №9.
Модуль №7 «Цветные фигуры» представляет собой набор из 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты разных цветов. С помощью данного модуля я не только изучаю плоскостных фигур, цвета, формы, но и тренирую мелкую моторику, развиваю зрительно-моторную координацию, подготавливаю руку к письму, развиваю творческие способности ребенка.
Модуль №8 «Палочки» представляет собой 6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый. Помимо развития математических навыков, с помощью данного модуля я также тренирую мелкую моторику, развиваю зрительно-моторную координацию.
Модуль №9 «Кольца и полукольца» это деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный. Используя данный модуль, я развиваю мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, а также творческие способности и игровую деятельность.
Конечно, я также использую и другие модули. Я считаю, что с их помощью мы также можем развивать зрительно-моторную координацию. Косвенно, но развиваем.
По итогам работы с данными пособиями я получила следующие результаты уровня развития зрительно-моторной координации.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. при проведении целенаправленной работы у детей формируются прочные навыки зрительно-моторной координации. Это позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе, а также способствует становлению личности ребёнка в целом.
2.При подборе содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности психофизического развития детей и состояние зрительных функций.
3.Развитие зрительно-моторной координации необходимо проводить систематически, используя различные виды детской деятельности.
Литература:
Кузьмина В. П., Городилова С. А. Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 893–897. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46353.htm.
Никулина Г. В. Фомичёва Л. В. «Охраняем и развиваем зрение» - СПб «Детство – пресс» 2002.
Смирнова Т. А. «Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения»//Развитие практики образования лиц с нарушением зрения. Проблемы и перспективы. Сборник статей СПб 2010.
Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения – М: Экзамен 2006.
Л.И. Плаксина Теоретические основы коррекционной работы в детском саду ля детей с нарушением зрения, Москва, 1999
Л.А. Григорян, Л.И. Плаксина, Содержание медико – педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения, Москва, 1998.
Л.С. Сековец, Корекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения, Н. Новгород, 2001.
Педагогика Ф. Фребеля. Код доступа: http://sir35.ru/pedagogika_Frebelya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование графического планшета с целью развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения.
В данной статье описывается система использования графических планшетов в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таганрога....
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....
Исследование развития зрительно – моторной координации у детей с нарушением зрения.
Материал для учителей-дефектологов...
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения"
мастер - класс "Развитие зрительно - моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Продемонстрировать педагогам практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей 5-6 лет логико-математического мышления через дидактические игр...
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности
Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения в процессе групповой и индивидуальной деятельности...
Нетрадиционные игровые пособия, как средство развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения
Комплекс коррекционно-развивающих игр«ПАЛОЧКИ-ВЫРУЧАЛОЧКИ»Цель: Развитие зрительно-моторной координации и сенсомоторики у детей с нарушением зрения.Возрастная категория: дошкольники 3-7 ле...