Речевые игры
картотека по развитию речи (старшая группа)

Романовская Ирина Николаевна

Речевые игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры

Игра «Съедобное несъедобное»

Задача: расширить словарный запас детей, тренировать их слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Описание. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети стоят в кругу. Взрослый стоит в центре, бросает одному из них мяч и называет любое слово. Тот, кому предназначался мяч, должен решить: поймать его (значит, съесть) или нет.

Ребенку не разрешается долго думать, следует отвечать и действовать быстро, не задумываясь. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1-2 круга.

Игра «Найди и назови пару»

Задача: научить детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары картинок с предметами в единственном и множественном числе.

Описание. Взрослый показывает и называет картинку с предметом в единственном числе, а ребенок находит и называет те же предметы во множественном числе. Например, «У меня один стол», - говорит взрослый. «А у меня много столов», - отвечает ребенок.

Взрослый следит, чтобы ребенок правильно употреблял окончания в словах во множественном числе.

Игра «Разложи правильно»

Задача: научить детей различать существительные мужского и женского рода.

Оборудование: предметные картинки со знакомыми ребенку предметами мужского и женского рода, фишки.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно заменить словом «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.

Игра «К чему относится?»

Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование: мяч.

Описание. Дети стоят в кругу. Взрослый называет какой-либо предмет и бросает мяч одному из детей.

Ребенок, который его поймал, должен вернуть мяч взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.

Игра «Какое слово лишнее?»

Задача: научить детей на слух выделять из ряда лишний предмет.

Описание. Взрослый медленно и четко называет ряд слов, а ребенок должен запомнить и назвать слово, которое не подходит к остальным, а затем обосновать свой ответ.

Игра «Что подходит?»

Задача: усовершенствовать грамматический строй речи детей, научить их подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям.

Описание. Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.

1 вариант. Взрослый называет детям слово-предмет и предлагает им хлопками выбрать из ряда подходящие для него действия. Например, кошка - мяукает, летает, ходит, играет, лает, гуляет, царапается, поет, разговаривает, лазает и т. д.

После подбора подходящих действий к нескольким предметам взрослый называет действие и предлагает таким же образом выбрать подходящие ему предметы.

Например, летает - утка, самолет, корова, автобус, ворона, ракета, медведь, вертолет и т. д.

2 вариант. По мере тренировки ребенок сам придумывает подходящие действия к заданному взрослым слову-предмету или предмет к слову-действию.

Игра «Доскажи словечко»

Задача: научить детей отгадывать стихотворные загадки, добавляя пропущенные подходящие по смыслу и рифме слова.

Оборудование: стихотворные загадки, доступные для понимания ребенка в этом возрасте.

Описание. Взрослый четко проговаривает загадку, выделяя голосом и интонацией слово, к которому ребенок должен подобрать рифму-отгадку.

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый, ах, краса, А зовут ее... (лиса)

Игра «Угадай на ощупь»

Задача: научить детей узнавать предметы, не видя их, а ощупывая, расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки согласования существительных и местоимений с прилагательными.

Оборудование: игрушки, игрушечная мебель, посуда, фрукты и овощи, по 2-3 предмета.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает детям все предметы, выбранные им для игры. Затем водящему завязывают глаза и дают ощупать какой-нибудь предмет, угадать и назвать его.

Ребенок отвечает полным ответом, например: «Это огурец, он овальный, твердый, зеленый», «Это мяч, он круглый, красный, резиновый, упругий» к г. д.

Игра «Что из чего сделано?»

Задача: научить детей использовать в речи относительные прилагательные.

Оборудование: обобщающая карточка, где изображен материал, из которого сделаны предметы: дерево, стекло, железо, резина и т. д., на другой карточке изображены предметы: торт, стол, пила, мяч, сапоги и т. д.

Описание. Взрослый показывает, как раскладывать карточки в соответствующие группы, затем ребенок пробует делать это самостоятельно.

Если игра проводится с группой детей, то каждому играющему раздаются карточки с обобщающими понятиями, а отдельные карточки делятся между ними поровну. За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.

Игра «Приготовим сок»

Задача: научить детей образовывать новые слова, например, названия соков от названий овощей и фруктов, развить связную речь детей.

Оборудование: предметные картинки с изображением отдельных овощей и фруктов.

Описание. Взрослый дает ребенку образец речи на примере какого-либо овоща или фрукта.

Например, «Я приготовлю из яблок - яблочный сок». Далее ребенок пробует образовывать слова самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему правильно образовать слово.

Игра «Чьи это вещи?»

Задача: тренировать детей в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-, которые отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

Оборудование: отдельные предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, обуви (газета, очки, диван, клубок, платье, кукла, фартук, портфель, мяч, костюм, шахматы, букварь, тапочки и т. д.), сюжетная картина с изображением семьи.

Описание. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к каждому относятся, сопровождая свои действия объяснением.

Игра «Отгадай предмет по признакам»

Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.

Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий -папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Игра «С какого дерева лист?»

Задача: тренировать детей в образовании и употреблении относительных прилагательных (названий листьев и веток) от существительных (названий деревьев).

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев и отдельно их листьев.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком ряд картинок с изображением деревьев и называет их. Затем отдает ребенку смешанные между собой картинки с изображением листьев, которые он должен подобрать к соответствующему дереву, пользуясь подсказками в углу карточек или помощью взрослого.

Когда все листья разложены, ребенок должен правильно их назвать, образуя слова - прилагательные от существительных - названий деревьев. Например, лист дуба - дубовый, ветка сосны - сосновая и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...