Влияние хороводных игр с текстом на развитие речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Хороводная игра решает следующие задачи:
-формируют у ребенка мотивацию к процессу говорения;
-развивают артикуляционную моторику, темп, ритм, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи;
-пополняют и активизируют словарь;
- совершенствуют грамматический строй, монологическую и диалогическую формы речи;
-развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечное напряжение, формируют правильную осанку;
-обучают способам невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использованию их в практике общения;
-воспитывают внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
- развивают у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_horovodnyh_igr_s_tekstom_na_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние хороводных игр с текстом
на развитие речи детей дошкольного возраста.
Хоровод - древнейший вид народного искусства, часть национальной культуры, в нем мудрость русского народа, его духовная сила, красота родного языка. В хороводных играх заложен тонкий педагогический смысл, поэтому в руках педагога она является хорошим инструментом решения многих образовательных задач. В хороводе ребенок учится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, выстраивать совместные действия с другими участниками игры, проявлять свои чувства, свою индивидуальность, самостоятельность, соотносить ритм своего движения с движениями других, развивает и обогащает свою речь, неоднократно повторяя игровые тексты, получает первые образные представления о Родине, её культуре, духовно-нравственные ориентиры. Хороводная игра, коллективная игра, игра в кругу (круг в народе - это оберег) – рассчитана на личное, индивидуальное участие каждого ребенка, содержит минимальное количество правил, что позволяет ребенку смело вступить в игру и получать удовольствие от процесса игры. Хороводная игра соединяет песню с движением, где игровое действие осуществляется в ритме, словах. Ребенок, драматизируя то, о чем поется в песне, выражает различные формы коммуникации:
- вербальную - через речь;
- невербальную – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы;
- паралингвистическую — тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
Хороводная игра решает следующие задачи:
-формируют у ребенка мотивацию к процессу говорения;
-развивают артикуляционную моторику, темп, ритм, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи;
-пополняют и активизируют словарь;
- совершенствуют грамматический строй, монологическую и диалогическую формы речи;
-развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечное напряжение, формируют правильную осанку;
-обучают способам невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использованию их в практике общения;
-воспитывают внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
- развивают у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Педагогические условия организации хороводной игры:
- ознакомление педагога с содержанием игры;
- ознакомление с содержанием, историей игры;
- ознакомление с хороводной песней, ее содержанием;
- проведение словарной работы;
- показ движений.
Задача педагога – дать целостное представление об игре, вызвать у детей интерес, желание играть, поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от предстоящего совместного творческого процесса.
Структура хороводной игры:
- подготовительная часть;
- основная часть;
- заключительная часть.
В подготовительной части педагог собирает детей на игру, называет её, создает интерес и мотивирует детей к игре.
В основной части педагог объясняет или напоминает правила игры, распределяет роли, раздает атрибуты, т. е. организует детей на игру и проводит игру.
В заключительной части проводит педагогический анализ игры: отмечает соблюдение правил игры, достижение или не достижение цели, привлекая к анализу детей.
В группах раннего и младшего возраста используются хороводные игры, в основе которых – круг, имитация, а в старших – построение, перестроения.
В своей работе я предпочтительно использую хороводные игры, в которых преобладает ходьба по кругу с имитацией движений животных: «Мишка-косолапый», «Цыплятки», «Кот и мыши» и др. Движение под рифмованные потешки, например «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор» учит детей владеть своим телом, управлять крупной моторикой (идти друг за другом, изображая движения Егора). Имитируя, незаметно для себя, ребенок, сосредотачивается на звуке, воспринимает его, улавливает ритм - слоги, рифмы (Егор, гор, учится слышать и понимать речь, у него развивается слуховое внимание и слуховое восприятие, что создает условия к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.
Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.
Детям очень нравится игра «Каравай», которая имеет сюжетную мелодию, учит детей двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону, выполнять движения в соответствии с текстом, побуждает детей подражательной речевой деятельности, расширяет понимание речи и словарный запас (вышины, нижины, каравай). Подражая, ребенок легко усваивает текст и движения, постепенно начинает подпевать, улавливает ритм, участвует в совместной деятельности, воспринимает музыку, текст, движения в единстве. Играя в игру «Каравай» дети учатся правильно согласовывать движения и слова, слаженно двигаться в соответствии с текстом, ритмом и темпом музыки, держать круг.
К 4-5 годам у детей появляется желание петь, а пение – это сложный процесс звукообразования, где происходит координация слуха и голоса. В пении, повторяя слова и фразы в гораздо более приятной форме, дети не осознают того, что через повторение заучивают слова, легко их запоминают, выполняют движения под хоровое пение. Хоровое пение в игре укрепляет голосовой аппарат, тренирует память, вырабатывает правильное звукопроизношение, развивает фонематический слух.
В игре «Ходит Ваня» дети осваивают хороводный шаг - плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой, определяют длительности звуков (кружочка и дружочка- 2 коротких и 1 длинный), двигаются в соответствии с ритмом и темпом музыки, контролируют собственное произношение, учатся делить слова на слоги, понимают, что есть короткие и длинные звуки - слоги.
Хороводная игра специально создавалась как плясовая хороводная, поэтому темп и четкий ритм соответствуют распространенным размерам плясовых песен, учитывает физические возможности детей: успевать и петь, и танцевать. Самым трудным для детей старшего возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность движения в такт музыке.
В игре «За малиной в лес пойдем» дети учатся согласовывать имя существительное с глаголом (мы - пойдем, наберем), упражняются в умении внятно произносить слова с естественной интонацией, что помогает в выразительности речи, употреблять слова и движения в точном соответствии со смыслом.
В хороводе «Как на тоненький ледок» (описание движений) дети самостоятельно поют и двигаются в соответствии с текстом, все живут в едином пространстве и в заданном речевом ритме, на припев увеличивают темп. Рифмы (ледок – снежок - дружок, поспешал – упал) формируют выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движения, учат ориентировке ребенка в звуковой форме языка, дифференциации звуков на слух (ш - ж, с - ш, з – ж), что обеспечивает подвижность артикуляционного аппарата и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка.
Хороводные игры - неотъемлемая часть образовательного процесса, выступают одним из источников образцов языка высокого качества, развивают слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке, слуховой памяти, звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Сформированное фонематическое восприятие - основа всей сложной речевой системы, залог четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем языка, грамотой, успешного освоения навыков письма и чтения.
КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР
«Тыква»
Программное содержание: развивать координацию речи с движением, развивать слуховое внимание и память, обогащать словарь глаголами и
прилагательными, закрепление правильного согласования существительных с глаголами и прилагательными, налаживание положительного эмоционального контакта между детьми.
Оборудование: маска, тыква.
Тыква маленькой была,
(Ребенок в маске тыквы сидит на корточках в центре круга.)
Каждый день она росла.
(Дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от ребенка, ритмично произнося текст.)
Разрасталась и желтела,
(Ребенок, сидящий в круге, встает на ноги.Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)
Наливалась и добрела.
Тот, кто мимо проходил,
(Останавливаются и, подходя по одному к ребенку, стоящему в центре круга, гладят его, одновременно произнося по одному слову (прилагательному).)
Тыкве что-то говорил:
«Крупная, пузатая,
Желтая, покатая,
Звонкая, ребристая,
Спелая, душистая!»
Тыкве нравились слова –
Повторит их все одна!
(Ребенок в маске старается повторить как можно больше названных слов, а остальные дети ему помогают.)
После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие по смыслу: красивая, большая, оранжевая, зелена, сладка, хрустящая, круглая, аппетитная и др.
«Кабачки»
Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации
Кабачки лежат на грядке
(Дети лежат на спине, согнутые в коленях ноги стоят на полу.)
И стараются, и растут.
(Выпрямляют ноги и кладут их на пол.)
Солнце ласково их греет,
(Поднимают руки вверх, разводят их в стороны, кладут на пол ладонями вверх.)
И дождинки пить дают.
(Поднимают руки вверх перед собой и делают помахивающие движения кистями и пальцами рук.)
Ползают по ним жучки,
(«Ходят» указательными и средними пальчиками обеих рук по телу.)
Ходит рядом кошка,
(Кладут руки ладонями вниз вдоль туловища.)
Кабачки в длину растут
(Поднимают руки и кладут их за головой.)
Каждый день немножко
Выросли они большие,
(Тянут носочки и пальцы рук.)
Надоело им лежать,
И решил дружно с грядки
(Пальцы рук сжаты в кулаки.Круговые движения согнутых в локтях рук, имитирующие упражнение «Велосипед».)
Кабачки все убежать.
Покачались,
(Медленно покачиваются приподнимая то правое, то левое плечо.)
Покрутились,
(Медленно поворачивают голову направо – налево.)
Оторвались,
(Приподнимают голову и плечи.)
Покатились.
(Перекатываются со спины на бок, на живот, другой бок и обратно на спину.)
Но поймали их за пятки
(Медленно садятся, наклоняются вперед и дотрагиваются до ступней ног.)
Очень ловкие ребятки.
Кабачки они подняли,
(Встают на ноги и охватывают себя руками.)
А потом отдали маме.
(Протягивают обе руки вперед.)
«Яблочко»
Программное содержание: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.
Оборудование: красное яблоко (его муляж или картинка с его изображением).
Над головами детей на леске висит красное яблоко (или педагог, стоя в центре круга, образованного детьми, держит яблоко в руках).
Красненькое яблочко
(Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова.)
На веточке висит,
На девочек и мальчиков
С веточки глядит.
(Останавливаются.)
Кто его достанет,
(Идут в центр круга, делают хлопок над головой.)
Кто его сорвет,.
(Отходят назад, делают хлопок над головой.)
Тот сладенькое яблочко
(Идут по кругу в противоположном направлении.)
К себе положит в рот.
(Останавливаются.)
Раз, два, три,
(Хлопают 3 раза в ладоши.)
Ну, попробуй-ка сорви!
Педагог, имитируя действия с яблоком, рассказывает детям о том, что он делает. А дети повторяют за ним фразы и движения: подпрыгивают на двух ногах, стараясь рукой сорвать яблоко; «срывают яблоко»;
«рассматривают яблоко» – восстанавливают дыхание. (При наличии достаточного количества муляжей можно дать каждому ребенку по яблоку, предупредив, что с яблоками они будут только играть и есть они их будут только понарошку); «нюхают яблоко» – медленный, плавный вдох носом, плечи не поднимаются; произносят на выдохе: «Ах как пахнет!»;
«откусывают кусочек яблока» – движение челюстями (открывают и закрывают рот); произносят на выдохе: «Ах как вкусно!»;
гладят живот по часовой стрелке.
После игры детей просят рассказать о том, что они делали с яблоками, как яблоки пахли и какие по цвету и вкусу они были.
«На лесной полянке»
Дети в кругу, с ними вместе стоят дети, изображающие животных. «Заяц» выскакивает на середину круга. Дети идут по кругу:
Утром рано на лесной полянке
Звонко, звонко зайчик барабанит
Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та!
(Дети останавливаются, имитируют игру на барабане. Затем «заяц» возвращается в круг).
Выходит «медвежонок». Дети идут по кругу:
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(«Медвежонок» танцует, переваливаясь с ноги на ногу. Дети повторяют эти движения. «Медвежонок» возвращается в круг).
Выскакивают «лягушата», дети поют:
Лягушата делают зарядку
Пляшут, пляшут весело вприсядку!
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква!
(Дети пляшут вместе с «лягушатами» в присядку. «Лягушата» возвращаются в круг).
В круг никто не выходит. Дети поют:
Стало пусто сразу на полянке.
Звонко, звонко дождик барабанит:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап!
(Останавливаются и хлопают в ладоши, изображая стук дождя).
«Ходит Ваня»
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка
По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется
Веселей, детвора, начинается (завершается) игра
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, поют:
Веселей, детвора, начинается игра – 2 раза
(взявшись за руки, идут по кругу)
Рыжая лисица по траве идет
И хвостом пушистым за собой метет.
(идут друг за другом, осторожно ступая, показывая сзади рукой лисий
хвост)
Веселей, детвора, продолжается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Ежики колючие хлопают в ладоши,
Радуются солнышку, день такой хороший.
(хлопают в ладоши)
Веселей, детвора, завершается игра
(взявшись за руки, идут по кругу)
Мишенька-топтышка пляшет и поет
(кружатся, переваливаются с ноги на ногу)
Кружится и топает радостно ревет
(кланяются и рычат)
Используемая литература
- «Основная образовательная программа дошкольного образования» под
редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
- Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва
- Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 . 2009г «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников.
Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников....
Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"
Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...
Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...
Влияние речи воспитателя на развитие речи дошкольников
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.2. На заняти...
Влияние артикуляционных и пальчиковых игр на развитие речи дошкольников
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспиты...
"Влияние чтения русских народных сказок на развитие речи дошкольников"
В статье говорится о влиянии чтения русских народных сказок на формирование внутреннего мира ребёнка и на развитие речи дошкольника....
Статья "Влияние художественной литературы и драматизации на развитие речи дошкольников с ОВЗ"
В статье описан опыт постановки с детьми ОВЗ (РАС, ЗПР, ОНР) сказки Мамина-Сибиряка "Серая шейка"...