Пальчики играют - речь развивают.
проект по развитию речи

Бардукова Юлия Сергеевна

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki_igrayut_-_rech_razvivayut.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мнения ученных

  • Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
  • Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.
  •  В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Актуальность

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».
В.М.Бехтерев

  • Проблема проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
  • Ещё  В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно
  • Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей в нашей группе мы уделяем большое внимание  развитию мелкой моторики рук.

Цели и задачи

Цель:

- создание условий для развития мелкой моторики рук  ребёнка.

- содействие развитию мелкой моторики рук ребёнка и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

- обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

Задачи:

- Изучить литературу и опыта работ по данной теме.

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

- Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

- Создать картотеку игр с массажными мячиками.

- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Характеристика проекта

Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу участников), долгосрочный (по срокам реализации)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети I  ясельной группы, воспитатели, родители

Возраст детей:  2-3 года
Сроки и этапы проекта: сентябрь 2020 - май 2021

Ожидаемый результат

1. Развивать   мелкую моторику пальцев, кистей рук детей.

2. Формировать  речь детей через развитие мелкой моторики.

3. Повысить интерес детей к пальчиковым играм, превратив  их в  занимательную игру.

4. Пополнить  развивающую предметно-пространственную среду.

5. Ознакомить родителей по данной теме.

6. Привлечь родителей к активному участию.

Этапы реализации проект

  • Изучение  литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей третьего года жизни.
  • Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.
  • Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.
  • Обогащение опыта работы по данному направлению.
  • Форма проведения: НОД (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность.
  • Деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.

Продукт проекта

  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека игр с массажными мячиками.
  • Картотека консультаций для родителей.
  • Пальчиковый театр, созданный совместно с родителями.
  • Массажные мячики для детей.

Мы выстроили систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. уделяем внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:
- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, бобы, горох и многое другое;

- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;
- игры с песком, водой;

- пальчиковый театр;

-раскраски;

-трафареты;

- разнообразные виды игр (мозаика, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы);

- картотека пальчиковых игр.

Используемые приёмы, игры, упражнения:

Игровой самомассаж кистей рук с помощью подручных предметов;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, мелкие игрушки, прищепки, пуговицы, бусины);

Рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание,);

Художественное творчество;

Проведение д/игр и п/игр;

Консультации для родителей.

Сенсорное развитие ребенка (от лат. sensus - ощущения) - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Пальчиковые игры

  • Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
  • Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают.

  Что же происходит, когда дети занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.

3. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределить.

   Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева,    рядом, друг за  другом и т. д.) ;

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

      6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

  • Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки или сделаете пальчиковый театр.
  • Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараемся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Упражнения с массажными мячиками

Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками, играть с которыми можно с раннего возраста.

    Массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только  ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика массируют кончики пальцев ребенка, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.  В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии - с грецкими орехами. Ребёнку очень полезно катать массажный мячик в ладошках, а чтобы превратить это упражнение в игру, можно рассказывать стихи про ёжика.

     «Ласковый ёж»

      Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

      Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.  
Вверх подбросим и поймаем,  
И иголки посчитаем .
Пустим ежика на стол,  
Ручкой ежика прижмем  
И немножко покатаем…  
Потом ручку поменяем.  

Упражнения из книги Ермаковой И. А.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

ИТОГ

  • Работа над развитием мелкой моторики у детей дает положительные результаты. По  наблюдениям, у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальцами различные упражнения, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
  • Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук в непрерывную образовательную деятельность играет положительную роль в развитии речи детей. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
  • Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Используемая литература

1.  А. Е. Белая, В. И. Мирясова  «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника».

2.  Е. В. Черенкова  «Развивающие игры с пальчиками».

3.  И. Н. Агапова, М. С. Давыдова  «Игры с пальчиками для развития речи».

4.  Л. П. Савина  «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника».

5.  Т. А. Ткаченко  «Развиваем мелкую моторику».

6.Соколова Ю. «Игры с пальчиками».

7.В.В. Цветарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

С пальчиками играем – речь развиваем

Рекомендации по проведению пальчиковых игр...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...