Конспект занятие развитие речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект заняьтия развитие речи в подготовительной группе ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_razvitie_rechi.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы»).
игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).
- практический: рисование картин о весне.
- приём «радуга настроения».
Оборудование: Экран телевизора, презентация. Мнемотаблица «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч;
Предварительная работа:
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворений о месяцах весны.
•дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 СЛАЙД
Воспитатель: Добрый день.
2 СЛАЙД
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Добрый день, - нам шепчут цветы,
Добрый день, - журчат ручейки,
Добрый день, - шумят тополя,
Добрый день, - родная земля.
Добрый день, - солнцу и птицам,
Добрый день, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
3 СЛАЙД
I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. А вместе с ним и письмо.
Хотите узнать, что в нём написано?
- Давайте я вам его прочитаю.
4 слайд
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.
Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите нам пожалуйста?»
С уважение к вам Пингвинёнок.
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам? (рассказать о весне.)
- Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне.
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны там не бывает).
5 СЛАЙД
Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.
Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, ну, что, готовы?
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенит над крышами капель.
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
6СЛАЙД
- Что же такое «весна,лето,осень,зима»? Д…(Это время года).
7СЛАЙД
-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей?
(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых краёв, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, появились проталины).
– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
- Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,
(А на проталинках появляются трава и первые цветы.)
- Как называются первые цветы? (первоцветы)
Сейчас мы и узнаем, как хорошо вы знаете первоцветы:
Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?
1.Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:
1. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрсший, чуть живой.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький совсем.
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник).
8СЛАЙД
-Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.
(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).
2.«Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный, бархатный … (тюльпан).
9СЛАЙД
3. «Белые звоночки
У меня в садочке
На зелёном стебельке
Прячутся в тенёчке.» (ландыш).
10СЛАЙД
5 «Он цветочный принц – поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну поёт на бис
Замечательный (нарцисс)
11СЛАЙД
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)
12СЛАЙД
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел (Одуванчик)
13СЛАЙД
14СЛАЙД
2. Пальчиковая игра «Цветы»
Наши дивные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши дивные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
А теперь поиграем со словом ВЕСНА.
15СЛАЙД
3. Игра «Добавь слово»
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?
16СЛАЙД
4. Игра «Какая, какое?»
17 СЛАЙД
Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…
18СЛАЙД
Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,
19 СЛАЙД
Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…
Небо (какое) - голубое, облачное, серое…
ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее.
20 СЛАЙД
5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».
Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:
Встаньте в полукруг.
Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,
например: день — весенний день, погода — весенняя погода,
солнце, настроение, месяц, дерево, листва, цветы, дождь, месяцы, лес, трава, небо.
(Дети называют словосочетания.)
21 СЛАЙД
А сейчас Блиц опрос.
- Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос - ответы те, которые вам первые приходят в голову.)
Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)
• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки? (растут)
• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки? (ползают)
• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?
• Набухают почки или листочки? А что делают листочки? (распускаются)
• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?(просыпаются)
• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?(тают)
- Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.
22СЛАЙД
«Составь предложение»
- А сейчас давайте придумаем предложения о весне,
каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
23СЛАЙД
Весной солнце светит ярче, теплее.
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
24СЛАЙД
Весной появляются первый цветы.
Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
25СЛАЙД
Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
26СЛАЙД
Весной с юга прилетают птицы.
27СЛАЙД
Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.
Давайте вспомним перелётных птиц
- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
В этом нам помогут наша помощница-таблица.
28СЛАЙД
Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
Каждая карточка - это новое предложение.
29СЛАЙД
Наступила Весна - прекрасное время года! Весной на полях появляются проталины. На крышах домов капают сосульки. На дорогах лужи, ручийки. На реках тает лёд, на деревьях набухают почки и распускаются зелёные листочки. Распускаются первые цветы подснежники. Прилетают перелётные птицы, и вью гнёзда. Просыпаются животные от зимней спячки. Просыпаются насекомые. Люди садят молодые деревья. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. А после весны наступит лето.
Спасибо, огромное, ребята за наше интересное занятия. Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!
-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?
А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?
Они всё это увидят из нашего видео и очень много узнают о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»
Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.«Осень»...
Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе.
Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе. «Осень»...
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...
Конспект занятия развитию речи в подготовительной группе «Слово»
Цель: продолжать учить детей правильному произношению слов.Задачи:1.Образовательные:- закреплять знания о гласных и согласных звуках;- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составле...
Конспект занятия "Развитие речи" в подготовительной группе на тему "Небылицы-перевертыши"
Конспект занятия по рр "Небылицы-перевертыши"...
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 6»
Дети учатся составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(точка, вопросительный знак, восклицательный знак). дети...
Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 15»
Обогащать и активизировать речь детей.Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», ...