Прикус - одна из причин речевой патологии!
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Увеличение количества детей с нарушениями речи в настоящее время заставляет взглянуть на причины возникновения патологии звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikus_vinovat.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок плохо говорит? Одна из причин – неправильный прикус!
Увеличение количества детей с нарушениями речи в настоящее время заставляет взглянуть на причины возникновения патологии звукопроизношения. В последнее время огромное количество детей 3-6 лет имеют отклонения в развитии зубочелюстной системы, среди них вредные привычки, нарушения дыхания, укороченную уздечку языка. Кроме того, отмечается тенденция к увеличению количества детей с нарушением носового дыхания
С каждым годом частота патологии прикуса постоянно возрастает. Это связано с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за того, что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природой нагрузки. В результате челюстные кости развиваются недостаточно Между тем, зубы остаются прежнего размера, и им становится тесно.
Существуют врожденные причины нарушений: например, у человека вы- растает меньше зубов, чем положено, они "разбегаются» по челюсти, и между ними образуются широкие некрасивые щели К внешним причинам можно отнести воздействие неблагоприятных экологических факторов, искусственное вскармливание детей и др.
Многие родители спрашивают себя, стоит ли обращать внимание на прикус молочных зубов ребенка или лучше подождать, пока на смену молочным зубам придут постоянные Без сомнений, заняться правильным прикусом ребенка надо с той же секунды, как только вы заметили проблему "Кривые» зубы и неправильный прикус могут стать причиной психологических проблем общения, нарушения звукопроизношения, нечеткой дикции и неблагоприятно сказаться на судьбе человека. Но даже если преодолеть психологический «комплекс кривых зубов», проблемы, которые они вызывают, не решаются сами собой.
Кроме того, нарушения прикуса усугубляют заболевания десен; провоцируют развитие кариеса из-за не возможности адекватной гигиены; приводят к быстрой стираемости зубов; затрудняют, а иногда делают невозможным протезирование. Среди других проблем - неэффективное жевание, дополнительный стресс на зубы и болезни челюстных суставов, которые, в свою очередь, могут вызывать хронические мигрени, боли в лице и шее. Более того, трудно поверить, но из-за неправильного прикуса часто возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом и дыханием.
Неправильный прикус бывает:
• дистальным - чрезмерно развитая верхняя челюсть или недоразвитая нижняя,
• мезиальным - выдвинутая вперед нижняя челюсть;
• глубоким - верхние зубы перекрывают нижние больше чем на половину их длины,
• открытым - большинство зубов верхней и нижней челюсти не смыкаются;
• перекрестным - одностороннее недоразвитие верхнего или нижнего зубного ряда;
• связан с дистопией (к примеру, клыков) - зубы стоят не на своем месте в зубном ряду (выше, ниже или сбоку)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи, так как отклонения от нормы той или иной функции ведут не только к нарушениям формирования прикуса, но и отражаются на здоровье ребенка в целом.
Затрудненное прохождение воздуха через носовые ходы определяется как ротовое дыхание. Важно научить детей в детском возрасте носовому дыханию, при котором воздух проходит через множество носовых входов, увлажняется, прогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к состоянию тревоги или угнетению, что замедляет общее развитие организма.
У детей с ротовым дыханием, как правило, бывает ослаблен тонус круговой мышцы рта. При ротовом дыхании изменяется форма верхней челюсти: она сужается в боковых участках в результате неправильного положения языка и давления нижних мышц Одновременно с сужением челюсти изменяется форма носовых входов, искривляется носовая перегородка. Из-за опущения языка и ослабления диафрагмы полости рта язык смещается назад и вниз, ЧТО приводит К возникновению гнусавости и нарушению артикуляции.
Риск развития зубочелюстных аномалий напрямую связан с нарушением осанки. И этот фактор не следует переоценивать и ждать, пока все само собой образуется. Привычка ребенка спать на спине, запрокинув голову назад или склонив ее на грудь, ведет к нарушению роста нижней челюсти и деформациям позвоночника в шейном отделе. Неправильная посадка за столом вызывает ассиметричные изменения в плечевом поясе, которые, в свою очередь, могут привести к формированию перекрестного прикуса Нарушения осанки могут быть обусловлены положением нижней челюсти (единственно подвижной костью чере па) и, следовательно, могут привести к развитию аномалий прикуса У детей с межзубным положением языка или недоразвитием нижней челюсти всегда наблюдается переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, а также ассиметрия плеч и лопаток. Физиологически правильное положение нижней челюсти у таких детей нарушено в силу инстинктивно сохраняемого при помощи наклона головы равновесия.
Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Если же ребенок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса
При инфантильном типе глотания язык ребенка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо, что приводит к нарушению звукопроизношения. Неправильное глотание очень часто сочетается с ротовым или смешанным типом дыхания.
Функция жевания у детей с нарушением нормального соотношения развития челюстей не может протекать полноценно, что отражается на общем состоянии развития. В норме при жевании рот должен быть закрыт, пищу нужно откусывать передними резцами, а разжевывать попеременно с левой или правой стороны жевательными зубами (молярами).
При различных нарушениях прикуса и при раннем удалении центральных резцов (более чем за год до их естественной смены) возникают изменения в строении зубочелюстной системы, ведущие к нарушениям артикуляции.
Профилактика зубочелюстных аномалий:
-естественное вскармливание;
-не использовать соску позже одного года;
-своевременно лечить простуды, чтобы из-за заложенности носа ребенок не дышал ртом;
- устранять вредные привычки - сосание пальцев, губ, карандашей и т д.;
- при неправильном прикреплении уздечки языка и губ делать ее пластику (небольшая процедура, предотвращает появление щели между центральными зубами);
-своевременно лечить молочные зубы, не допуская их сильного разрушения, тем более удаления (и то и другое способствует нарушению положения постоянных зубов).
Таким образом, ранняя диагностика зубочелюстных аномалий и их своевременное лечение предупреждают стойкие нарушения прикуса и изменения лица, а также нарушения артикуляции.
Учитель-логопед Серкунова К.Р. Май 2021
• приучать ребенка к жеванию твердой пищи (это стимулирует развитие челюстей);
• своевременно восстанавливать отсутствующие зубы
Если у родителей не совсем ровные зубы, это может передаться по наследству
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....
Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
В статье указаны проблемы преодоления развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....
Связь речевой патологии и аномалий прикуса
Функции жевательного органа современного человека, в том числе и ребенка неразрывно связаны между собой и имеют важное значение.Функции жевательного органа непосредственно связано с деятел...
Причины речевых патологий у детей
Консультация для педагогов и родителей...