Связь речевой патологии и аномалий прикуса
статья по логопедии
Функции жевательного органа современного человека, в том числе и ребенка неразрывно связаны между собой и имеют важное значение.
- Функции жевательного органа непосредственно связано с деятельностью мозга, как соматически, так и психически.
- Жевательный орган занимает центральное положение в организме ( с функциональной точки зрения).
- Жевательный орган обеспечивает связь с окружающей средой.
- Фактор окружающей среды играет значительную роль в развитии функциональных расстройств жевательного органа.
- Жевательный орган является соматической площадкой реализации психических проблем на сознательном и бессознательном уровнях.
Знание основ функционирования жевательного органа позволяют учителю – логопеду прогнозировать методы и способы коррекционного воздействия. Своевременно обратить внимание педагогов, родителей на определенные отклонения.
Особое внимание уделяется генеологическому анамнезу – различной стоматологической паталогии у родителей. Данная патология может быть очевидной.
Важную роль играет осанка. Аномалии прикуса сопровождаются нарушением осанки у детей. Это ротовое дыхание, межзубное положение языка, изменение тонуса мышц шеи. Анатомическое строение языка предусматривает работу 19 мышц. Они прикрепляются к нижней челюсти, височной кости через двубрюшную мышцу, крепятся к подъязычной кости. Посредством подъязычной кости язык прикрепляется к грудине, ключице и лопатке. Следовательно, через указанные мышцы осуществляется связь со всем ключевым поясом.
Признаки нарушения осанки:
- голова не располагается на одном уровне с позвоночником;
- ассиметрия плеч, лопаток;
- ассиметрия тазобедренных суставов;
- неправильное формирование стопы;
- взгляд из – под лобья.
Необходимо обращать внимание на симметрию и пропорции лица.
Даже у совсем маленького ребенка можно заметить и предупредить структурные нарушения в зубо – челюстной системе, устранив вредные привычки.
Вредные привычки имеют некоторые особенности – непроизвольность, автоматизм, постоянство. Необходимо прикладывать усилия для устранения вредных привычек, так как это может сформироваться в различные функциональные расстройства.
Например, привычка сосания пальцев (чаще всего большого) ведет к дистальному смещению нижней челюсти, открытому прикусу. При этом язык отодвигается назад.
Привычка сосания губ, языка, прикусывание нижней губы или ее сосание, ведет к развитию прогении, прогнатии (выдвинутой вперед нижней или верхней челюсти) или расхождению верхних резцов.
Привычка покусывания или сосания языка ведет к резко выраженному отрицательному прикусу.
Вывод: впоследствии страдает речь ребенка, устранение каждой из обнаруженных привычек требует внимательного отношения родителей, педагогов, логопеда, стоматолога и постепенного устранения их.
Но не все проблемы являются видимыми. Необходимо консультироваться с врачами – специалистами. К ним относятся форма альвеол, положение зубов по оси, наличие диастем ( межзубных щелей), уздечки верхней и нижней губы, языка.
Особое внимание необходимо обращать на сменность зубов. Например, преждевременная потеря или задержка выпадения временных зубов, задержка прорезывания постоянных зубов.
Пути лечебно - профилактических мероприятий:
- Санация полости рта у стоматолога.
- Исправление осанки путем ЛФК.
- Консультация невролога при очевидных и устойчивых вредных привычках.
- Консультация отоларинголога, для исключения неправильного ротового дыхания.
- Консультация ортодонта.
- Консультация психолога.
Во время выполнения данного плана мероприятий незаменимой помощью является логопедическая помощь, позволяющая перепрограммировать нейромышечные цепочки, путем артикуляционной гимнастики языка. Кроме этого, в логопедической практике успешно используются и специальные тренажеры (трейнеры).
Используемая литература:
- Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. – Москва: Мозаика – синтез, 2018.
- И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. Медицинская психология. Москва: Логос, 2002.
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. Логопедия. Москва: Просвещение: Владос, 1995.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_rechevoy_patologii_i_anomaliy_prikusa.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь речевой патологии и аномалий прикуса.
Функции жевательного органа современного человека, в том числе и ребенка неразрывно связаны между собой и имеют важное значение.
- Функции жевательного органа непосредственно связано с деятельностью мозга, как соматически, так и психически.
- Жевательный орган занимает центральное положение в организме ( с функциональной точки зрения).
- Жевательный орган обеспечивает связь с окружающей средой.
- Фактор окружающей среды играет значительную роль в развитии функциональных расстройств жевательного органа.
- Жевательный орган является соматической площадкой реализации психических проблем на сознательном и бессознательном уровнях.
Знание основ функционирования жевательного органа позволяют учителю – логопеду прогнозировать методы и способы коррекционного воздействия. Своевременно обратить внимание педагогов, родителей на определенные отклонения.
Особое внимание уделяется генеологическому анамнезу – различной стоматологической паталогии у родителей. Данная патология может быть очевидной.
Важную роль играет осанка. Аномалии прикуса сопровождаются нарушением осанки у детей. Это ротовое дыхание, межзубное положение языка, изменение тонуса мышц шеи. Анатомическое строение языка предусматривает работу 19 мышц. Они прикрепляются к нижней челюсти, височной кости через двубрюшную мышцу, крепятся к подъязычной кости. Посредством подъязычной кости язык прикрепляется к грудине, ключице и лопатке. Следовательно, через указанные мышцы осуществляется связь со всем ключевым поясом.
Признаки нарушения осанки:
- голова не располагается на одном уровне с позвоночником;
- ассиметрия плеч, лопаток;
- ассиметрия тазобедренных суставов;
- неправильное формирование стопы;
- взгляд из – под лобья.
Необходимо обращать внимание на симметрию и пропорции лица.
Даже у совсем маленького ребенка можно заметить и предупредить структурные нарушения в зубо – челюстной системе, устранив вредные привычки.
Вредные привычки имеют некоторые особенности – непроизвольность, автоматизм, постоянство. Необходимо прикладывать усилия для устранения вредных привычек, так как это может сформироваться в различные функциональные расстройства.
Например, привычка сосания пальцев (чаще всего большого) ведет к дистальному смещению нижней челюсти, открытому прикусу. При этом язык отодвигается назад.
Привычка сосания губ, языка, прикусывание нижней губы или ее сосание, ведет к развитию прогении, прогнатии (выдвинутой вперед нижней или верхней челюсти) или расхождению верхних резцов.
Привычка покусывания или сосания языка ведет к резко выраженному отрицательному прикусу.
Вывод: впоследствии страдает речь ребенка, устранение каждой из обнаруженных привычек требует внимательного отношения родителей, педагогов, логопеда, стоматолога и постепенного устранения их.
Но не все проблемы являются видимыми. Необходимо консультироваться с врачами – специалистами. К ним относятся форма альвеол, положение зубов по оси, наличие диастем ( межзубных щелей), уздечки верхней и нижней губы, языка.
Особое внимание необходимо обращать на сменность зубов. Например, преждевременная потеря или задержка выпадения временных зубов, задержка прорезывания постоянных зубов.
Пути лечебно - профилактических мероприятий:
- Санация полости рта у стоматолога.
- Исправление осанки путем ЛФК.
- Консультация невролога при очевидных и устойчивых вредных привычках.
- Консультация отоларинголога, для исключения неправильного ротового дыхания.
- Консультация ортодонта.
- Консультация психолога.
Во время выполнения данного плана мероприятий незаменимой помощью является логопедическая помощь, позволяющая перепрограммировать нейромышечные цепочки, путем артикуляционной гимнастики языка. Кроме этого, в логопедической практике успешно используются и специальные тренажеры (трейнеры).
Используемая литература:
- Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. – Москва: Мозаика – синтез, 2018.
- И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. Медицинская психология. Москва: Логос, 2002.
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. Логопедия. Москва: Просвещение: Владос, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
АНОМАЛИИ ПРИКУСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Прикус– это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевани...
Консультация для родителей «Аномалии прикуса и их влияние на формирование звукопроизношения»
Консультация для родителей «Аномалии прикуса и их влияние на формирование звукопроизношения»...
АНОМАЛИИ ПРИКУСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
ПРИКУС– это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевани...
Прикус - одна из причин речевой патологии!
Увеличение количества детей с нарушениями речи в настоящее время заставляет взглянуть на причины возникновения патологии звукопроизношения....
Выступление на педагогическом совете «Влияние короткой подъязычной уздечки и аномалий прикуса на развитие речи детей дошкольного возраста».
Процесс овладения речью очень сложен и многогранен, поэтому, ребенок не всегда может справиться самостоятельно с освоением правильных артикуляций основных звуков. Это происходит в силу различных...
АНОМАЛИИ ПРИКУСА. ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
ПРИКУС – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жеван...