Связь речевой патологии и аномалий прикуса
статья по логопедии

Бартновская Руслана Владимировна

Функции  жевательного органа современного человека, в том числе и ребенка  неразрывно связаны между собой и имеют важное значение.

  1. Функции жевательного органа непосредственно связано с деятельностью мозга, как соматически, так и психически.
  2. Жевательный орган занимает центральное положение в организме ( с функциональной точки зрения).
  3. Жевательный орган обеспечивает связь с окружающей средой.
  4. Фактор окружающей среды играет значительную роль в развитии функциональных  расстройств жевательного органа.
  5. Жевательный орган является соматической площадкой реализации психических проблем на сознательном и бессознательном уровнях.

Знание основ функционирования жевательного органа позволяют учителю – логопеду  прогнозировать методы и способы коррекционного воздействия. Своевременно обратить внимание педагогов, родителей на определенные отклонения.

Особое внимание уделяется генеологическому анамнезу – различной стоматологической паталогии у родителей. Данная патология может быть очевидной.

Важную роль играет осанка. Аномалии прикуса сопровождаются нарушением осанки у детей. Это ротовое дыхание, межзубное положение языка, изменение тонуса мышц шеи. Анатомическое строение языка предусматривает работу 19 мышц. Они прикрепляются к нижней челюсти, височной кости через двубрюшную мышцу, крепятся к подъязычной кости. Посредством подъязычной кости язык прикрепляется к грудине, ключице и лопатке. Следовательно,  через указанные мышцы осуществляется связь со всем ключевым поясом.

 

Признаки нарушения осанки:

- голова не располагается на одном уровне с позвоночником;

- ассиметрия плеч, лопаток;

- ассиметрия тазобедренных суставов;

- неправильное формирование стопы;

- взгляд из – под лобья.

Необходимо обращать внимание на симметрию и пропорции лица.

Даже у совсем маленького ребенка можно заметить и предупредить структурные нарушения в зубо – челюстной системе, устранив вредные  привычки.

Вредные привычки имеют некоторые особенности – непроизвольность, автоматизм, постоянство. Необходимо прикладывать усилия для устранения вредных привычек, так как это может сформироваться в различные функциональные расстройства.

Например, привычка сосания пальцев (чаще всего большого) ведет к дистальному смещению нижней челюсти, открытому прикусу. При этом язык отодвигается назад.

Привычка сосания губ, языка, прикусывание нижней губы или ее сосание, ведет к развитию прогении, прогнатии (выдвинутой вперед нижней или верхней челюсти) или расхождению верхних резцов.

Привычка покусывания или сосания языка ведет к резко выраженному отрицательному прикусу.

Вывод: впоследствии страдает речь ребенка, устранение каждой из обнаруженных привычек требует внимательного отношения  родителей, педагогов, логопеда, стоматолога и постепенного устранения их.

Но не все проблемы являются видимыми. Необходимо консультироваться с врачами – специалистами.  К ним  относятся форма альвеол, положение зубов по оси, наличие диастем                         ( межзубных щелей), уздечки верхней и нижней губы, языка.

Особое внимание необходимо обращать на сменность зубов. Например, преждевременная потеря или задержка выпадения временных зубов, задержка прорезывания постоянных зубов.

 

Пути лечебно  - профилактических мероприятий:

  1. Санация полости рта у стоматолога.
  2. Исправление осанки путем ЛФК.
  3. Консультация невролога при очевидных и устойчивых вредных привычках.
  4.  Консультация отоларинголога, для исключения неправильного ротового дыхания.
  5. Консультация ортодонта.
  6. Консультация психолога.

 

Во время выполнения данного плана мероприятий незаменимой помощью является логопедическая помощь, позволяющая перепрограммировать нейромышечные цепочки, путем артикуляционной гимнастики языка.  Кроме этого, в логопедической практике успешно  используются и специальные тренажеры (трейнеры).

 

Используемая литература:

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. – Москва: Мозаика – синтез, 2018.
  2. И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. Медицинская психология. Москва: Логос, 2002.
  3. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. Логопедия. Москва: Просвещение: Владос, 1995.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_rechevoy_patologii_i_anomaliy_prikusa.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

       Связь речевой патологии и аномалий прикуса.

    Функции  жевательного органа современного человека, в том числе и ребенка  неразрывно связаны между собой и имеют важное значение.

  1. Функции жевательного органа непосредственно связано с деятельностью мозга, как соматически, так и психически.
  2. Жевательный орган занимает центральное положение в организме ( с функциональной точки зрения).
  3. Жевательный орган обеспечивает связь с окружающей средой.
  4. Фактор окружающей среды играет значительную роль в развитии функциональных  расстройств жевательного органа.
  5. Жевательный орган является соматической площадкой реализации психических проблем на сознательном и бессознательном уровнях.

Знание основ функционирования жевательного органа позволяют учителю – логопеду  прогнозировать методы и способы коррекционного воздействия. Своевременно обратить внимание педагогов, родителей на определенные отклонения.

Особое внимание уделяется генеологическому анамнезу – различной стоматологической паталогии у родителей. Данная патология может быть очевидной.

Важную роль играет осанка. Аномалии прикуса сопровождаются нарушением осанки у детей. Это ротовое дыхание, межзубное положение языка, изменение тонуса мышц шеи. Анатомическое строение языка предусматривает работу 19 мышц. Они прикрепляются к нижней челюсти, височной кости через двубрюшную мышцу, крепятся к подъязычной кости. Посредством подъязычной кости язык прикрепляется к грудине, ключице и лопатке. Следовательно,  через указанные мышцы осуществляется связь со всем ключевым поясом.

Признаки нарушения осанки:

- голова не располагается на одном уровне с позвоночником;

- ассиметрия плеч, лопаток;

- ассиметрия тазобедренных суставов;

- неправильное формирование стопы;

- взгляд из – под лобья.

Необходимо обращать внимание на симметрию и пропорции лица.

Даже у совсем маленького ребенка можно заметить и предупредить структурные нарушения в зубо – челюстной системе, устранив вредные  привычки.

Вредные привычки имеют некоторые особенности – непроизвольность, автоматизм, постоянство. Необходимо прикладывать усилия для устранения вредных привычек, так как это может сформироваться в различные функциональные расстройства.

Например, привычка сосания пальцев (чаще всего большого) ведет к дистальному смещению нижней челюсти, открытому прикусу. При этом язык отодвигается назад.

Привычка сосания губ, языка, прикусывание нижней губы или ее сосание, ведет к развитию прогении, прогнатии (выдвинутой вперед нижней или верхней челюсти) или расхождению верхних резцов.

Привычка покусывания или сосания языка ведет к резко выраженному отрицательному прикусу.

Вывод: впоследствии страдает речь ребенка, устранение каждой из обнаруженных привычек требует внимательного отношения  родителей, педагогов, логопеда, стоматолога и постепенного устранения их.

Но не все проблемы являются видимыми. Необходимо консультироваться с врачами – специалистами.  К ним  относятся форма альвеол, положение зубов по оси, наличие диастем                         ( межзубных щелей), уздечки верхней и нижней губы, языка.

Особое внимание необходимо обращать на сменность зубов. Например, преждевременная потеря или задержка выпадения временных зубов, задержка прорезывания постоянных зубов.

Пути лечебно  - профилактических мероприятий:

  1. Санация полости рта у стоматолога.
  2. Исправление осанки путем ЛФК.
  3. Консультация невролога при очевидных и устойчивых вредных привычках.
  4.  Консультация отоларинголога, для исключения неправильного ротового дыхания.
  5. Консультация ортодонта.
  6. Консультация психолога.

Во время выполнения данного плана мероприятий незаменимой помощью является логопедическая помощь, позволяющая перепрограммировать нейромышечные цепочки, путем артикуляционной гимнастики языка.  Кроме этого, в логопедической практике успешно  используются и специальные тренажеры (трейнеры).

Используемая литература:

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. – Москва: Мозаика – синтез, 2018.
  2. И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. Медицинская психология. Москва: Логос, 2002.
  3. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. Логопедия. Москва: Просвещение: Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

АНОМАЛИИ ПРИКУСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Прикус– это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевани...

Консультация для родителей «Аномалии прикуса и их влияние на формирование звукопроизношения»

Консультация для родителей  «Аномалии прикуса и их влияние на формирование  звукопроизношения»...

АНОМАЛИИ ПРИКУСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

ПРИКУС– это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевани...

Прикус - одна из причин речевой патологии!

Увеличение количества детей с на­рушениями речи в настоящее вре­мя заставляет взглянуть на при­чины возникновения патологии звуко­произношения....

Выступление на педагогическом совете «Влияние короткой подъязычной уздечки и аномалий прикуса на развитие речи детей дошкольного возраста».

Процесс овладения речью очень сложен и многогранен, поэтому,  ребенок не всегда может справиться самостоятельно с освоением правильных артикуляций основных звуков. Это происходит в силу различных...

АНОМАЛИИ ПРИКУСА. ВЛИЯНИЕ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

ПРИКУС – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жеван...