Статья на тему: «Использование мнемотаблиц в ходе НОД»
статья по развитию речи

Аскендерова Айна Сейидалиевна

Статья на тему: «Использование мнемотаблиц в ходе НОД»

 

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

Детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике таким ключом как раз являются мнемотехнические методы и приемы, наглядные схемы, моделирование, которые повышают эффективность НОД в дошкольном учреждении. Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В идеальном варианте необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а затем – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение смысловых звеньев изучаемых событий либо литературного текста. Главное, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Но на практике оказалось, что дети с речевой патологией, в особенности с ОНР, забывали трактовку того или иного символа, поэтому при кодировании пришлось использовать картинку максимально, а символы минимально. Так речевым детям проще и понятнее. Трудность запоминания заключалась и в том, что нужно запомнить целую фразу в определенном порядке и с определенной лексикой, поэтому на предварительную работу отводилось чуть больше времени, чем того требовалось. Более успешному запоминанию способствуют определенные условия: создание установки на запоминание; заинтересованность (легче запоминается то, что интересно); яркость восприятия (лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции); образность запечатления (запоминание, опирающееся на образы гораздо прочнее механического запоминания). Мнемотаблицы используются в ходе непосредственно – образовательной деятельности в качестве дидактического материала для ознакомления детей с окружающим миром; при пересказах художественной литературы; при заучивании поэтических текстов; при обучении составлению описательных рассказов. С другой стороны, мнемотаблицы помогают развивать определенные навыки и умения – звукопроизношение, мелкую моторику, а также значительно обогащают лексический запас. В любом случае, в структуру мнемотаблицы, можно заложить различную информацию – обучающую или развивающую. Самые эффективные этапы работы по мнемотаблицам, по моему мнению, предложены Т.А. Ткаченко, известным логопедом, заслуженным учителем РФ. Этапы работы по мнемотаблицам: - кодирование элементов информации в зрительные образы (при помощи картинок); - собственно сам процесс запоминания (ребенок, воспринимая картинки, запоминает образ); - запоминание последовательности информации (информация запоминается по очереди); - закрепление информации в мозге (повторение информации про себя). Перед тем, как обратиться к таблице с закодированным текстом, необходимо провести предварительную работу: прочесть текст в соответствующем месте и в соответствующей обстановке; придумать мелодию и пропеть его, разыграть в виде мини-сценки или пальчиковой игры. Затем показываем мнемотаблицу с закодированным текстом, произносим текст, показывая на соответствующую картинку. Затем предлагаю детям самостоятельно вспомнить текст, делаю подсказки только в случае затруднения. Если какая-то картинка трудна для понимания ребенка, то ее можно изменить, обсудив с детьми возможные варианты и выбрав наиболее понятную. При работе с мнемотаблицами задействованы следующие виды памяти: - слуховая память, отвечающая за воспроизведение звуков; - зрительная память, позволяющая запомнить визуальные образы; - эмоциональная память, позволяющая запомнить информацию наиболее быстро и на более долгий срок; - моторная (двигательная) память, которая основана на запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений; - логическая память, которая опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми дошкольного возраста, так как слово, фраза, предложение запоминается гораздо быстрее, когда ребенок видит нарисованную образную картинку. С опорой на картинку или символ ребенку легче научиться работать с памятью, добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование мнемотаблиц в ходе НОД»

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

Детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике таким ключом как раз являются мнемотехнические методы и приемы, наглядные схемы, моделирование, которые повышают эффективность НОД в дошкольном учреждении. Мнемотехника или мнемоника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В идеальном варианте необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а затем – к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение смысловых звеньев изучаемых событий либо литературного текста. Главное, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Но на практике оказалось, что дети с речевой патологией, в особенности с ОНР, забывали трактовку того или иного символа, поэтому при кодировании пришлось использовать картинку максимально, а символы минимально. Так речевым детям проще и понятнее. Трудность запоминания заключалась и в том, что нужно запомнить целую фразу в определенном порядке и с определенной лексикой, поэтому на предварительную работу отводилось чуть больше времени, чем того требовалось. Более успешному запоминанию способствуют определенные условия: создание установки на запоминание; заинтересованность (легче запоминается то, что интересно); яркость восприятия (лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции); образность запечатления (запоминание, опирающееся на образы гораздо прочнее механического запоминания). Мнемотаблицы используются в ходе непосредственно – образовательной деятельности в качестве дидактического материала для ознакомления детей с окружающим миром; при пересказах художественной литературы; при заучивании поэтических текстов; при обучении составлению описательных рассказов. С другой стороны, мнемотаблицы помогают развивать определенные навыки и умения – звукопроизношение, мелкую моторику, а также значительно обогащают лексический запас. В любом случае, в структуру мнемотаблицы, можно заложить различную информацию – обучающую или развивающую. Самые эффективные этапы работы по мнемотаблицам, по моему мнению, предложены Т.А. Ткаченко, известным логопедом, заслуженным учителем РФ. Этапы работы по мнемотаблицам: - кодирование элементов информации в зрительные образы (при помощи картинок); - собственно сам процесс запоминания (ребенок, воспринимая картинки, запоминает образ); - запоминание последовательности информации (информация запоминается по очереди); - закрепление информации в мозге (повторение информации про себя). Перед тем, как обратиться к таблице с закодированным текстом, необходимо провести предварительную работу: прочесть текст в соответствующем месте и в соответствующей обстановке; придумать мелодию и пропеть его, разыграть в виде мини-сценки или пальчиковой игры. Затем показываем мнемотаблицу с закодированным текстом, произносим текст, показывая на соответствующую картинку. Затем предлагаю детям самостоятельно вспомнить текст, делаю подсказки только в случае затруднения. Если какая-то картинка трудна для понимания ребенка, то ее можно изменить, обсудив с детьми возможные варианты и выбрав наиболее понятную. При работе с мнемотаблицами задействованы следующие виды памяти: - слуховая память, отвечающая за воспроизведение звуков; - зрительная память, позволяющая запомнить визуальные образы; - эмоциональная память, позволяющая запомнить информацию наиболее быстро и на более долгий срок; - моторная (двигательная) память, которая основана на запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений; - логическая память, которая опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми дошкольного возраста, так как слово, фраза, предложение запоминается гораздо быстрее, когда ребенок видит нарисованную образную картинку. С опорой на картинку или символ ребенку легче научиться работать с памятью, добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

Развитие речи Тема Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения

Заучивание стихотворения - это всегда занятие, требующее от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Не всем детям это нравится. В конспекте описаны интересные приёмы активизации детей....

Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...

Статья на тему: "Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии детей"

Статья на тему: "Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии  детей"...

Доклад на тему: «Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения по теме «Осень» для воспитателей средних групп.»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д.Ушинский...