Доклад на тему: «Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения по теме «Осень» для воспитателей средних групп.»
материал по развитию речи (средняя группа)

Шитова Юлия Евгеньевна

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotablitsy.docx392.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа  Долгопрудный

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

средняя общеобразовательная школа №14 (МАОУ СОШ №14)

Доклад

на городском методическом объединении

на тему: 

«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения по теме «Осень» для воспитателей средних групп.»

Подготовила и провела:

Воспитатель : Шитова Ю.Е.

2024г

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом и дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А, это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Расскажите стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. В ответ услышали строчки стихотворений из сценария прошлого праздника. Некоторые дети не могли вспомнить ничего, Это проблема и её надо решать!

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Также в практике заучивания отлично проявили себя мнемотаблицы. Принцип их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.

Создать  мнемотаблицу к стихотворению об осени  можно и самим, следуя нескольким простым правилам:

·         Для этого нужно выбрать стихотворение, которое мы хотим разучить с детьми.

·         Стихотворение нужно разбить на блоки (обычно это две или четыре строки) и на каждый из блоков подбираем или рисуем картинку, имеющую прямые ассоциации со смыслом строк.

·         Активно привлекаем детей к созданию ассоциаций к блокам — так им будет проще и легче запоминать сюжет и слова к нему.

После того, как таблица изображений - символов нарисована, нужно попросить ребенка воспроизвести по памяти строчки стихотворения, опираясь на картинки.

·         В конце концов, ваш ребенок должен быть способен рассказать заученное стихотворения без помощи картинок, опираясь только на запомненные им самим зрительные образы.

Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.

 Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову.

Например, заучивается стихотворение «Осенние листья» Н. Нищевой. Оперируя словом «ветер», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение ветра. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «лес», «листики». Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова. В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: лист березы –  золотой. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

Разработанная методика использования мнемотаблицы при запоминании стихотворения предполагает, что работать с детьми в этом направлении эффективнее всего поэтапно. В принципе возможны различные вариации, это будут авторские разработки, но уже стала классикой следующая схема занятий.

Беседа по содержанию стихотворения — приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

После этого переходите к рассматриванию иллюстраций и подготовленных заранее мнемодорожек, проводите повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники, значительно упрощает процесс заучивания стихотворений дошкольниками. Именно в дошкольном возрасте ребёнок овладевает образными средствами, которые необходимы при использовании мнемотехники. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно сокращает время обучения, а также развивает наглядно – образное мышление. 

Приложение 1.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2015/09/02.png 

                                        «Осенние листья»                       Н.Нищева

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица к заучиванию стихотворения И. Винокурова "Осень"

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Использование мнем...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения М.Волошина "Осень"

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же о...

Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворения по теме "Зимующие птицы"

Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.Этот метод я использую в работе с дошкольниками среднего и старшего возраста.  Зрительный...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...

Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворения по теме "Санкт-Петербург. Летний сад"

Применение мнемотаблиц, мнемодорожек  для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.Этот метод я использую в работе с дошкольниками среднего и старшего возраста,...