Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал на тему

Жардимова Елена Дмитриевна

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits.docx7.77 КБ

Предварительный просмотр:

   «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников» (РМО-2013г)

Жардимова Е.Д.  – воспитатель МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов является  наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т.д.

Считаем, что применение мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста очень актуально.(Слайд-актуальность применения мнемотехники в работе с дошкольниками)

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники , использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.

  Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,

в течение трёх лет мы используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.(Слайд- что такое мнемотехника)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:

Этап №1  -  Рассматриваем  таблицы и разбираем  то, 
что на ней изображено.
Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразовываем абстрактные символы в образы.
Этап №3 -  пересказываем информацию(сказку, рассказ)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4  - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.
Этап №5  - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы  начинали  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. (слайд-виды связного монологического высказывания)

Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, онивыступают в роли плана – подсказки. И детям легче  строить по ним свой рассказ.

В своей работе мы используем  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых,    явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства , признаки и действия  рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по составлению рассказа о зиме с помощью мнемотехники.( Показ слайдов с мнемодорожками)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Мы считаем, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Разучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблиц мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:

Выразительно читаем стихотворение.

Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.

Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.

Читаем  отдельно каждую строчку стихотворения.

 Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

             Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.(слайд-мнемотаблица к стихотворению «Снеговик»)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем  на занятиях  экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Применяем мы  модельные схемы  на различных  занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. (слайд- требования к изготовлению моделей)

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей нам удалось достичь следующих результатов:

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появился интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас вышел на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников»

В дошкольном возрасте ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....