Как развивать словарный запас у детей?
консультация по развитию речи (средняя группа)

В данной работе представлены игры,способствующие развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста.Такие игры могут использоваться педагогами в дошкольном учреждении, а также родителями дома, на прогулке, в поездке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как развивать словарный запас у детей»

Подготовила учитель-логопед: С.М. Колыбельникова

Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться. Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками. Для того чтобы словарный запас вашего ребёнка   становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими   словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги. Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь. Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение. Дети часто затрудняются в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов; в использовании обобщающих слов; в способах образования существительных. И здесь на помощь к вам придут игры, так как ничто другое так надолго не заинтересует Вашего ребёнка.                                                                                                                           Описываем увиденное. Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, в магазине он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить. Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы. Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?

Игра: «Что делает?» Взрослый называет слово, а ребёнок подбирает как можно больше слов (лампочка…(горит) корова…(мычит), доктор…(лечит). Вариантом этого задания служит игра: «Подумай и отгадай», когда ребёнок по набору слов-действий узнаёт объект: прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка).                                                                         «Небылица» Взрослый проговаривает предложение, а ребёнок исправляет. Бабочка плавает, а рыбка летает. Мышка рычит, а медведь пищит. Гусь кудахчет, а курица гогочет. Огонь льётся, а вода горит. Метла рубит, а огонь подметает.                                              

Игра с мячом «Назови словечко» Ребёнок получает мяч и называет обратное действие: залезть-, вбежать…-; въехать-…; скатиться-…(И.Т.П.)                                                                              

Игра «Расскажи о предмете» Ложка какая? (Большая, железная, твёрдая……) стол какой? лопата какая? ваза какая? яблоко какое? Вариантом данной игры служит задание «Отвечай быстро», когда ребёнок по набору слов-определений узнаёт предмет: звонкий, быстрый , весёлый….(мяч)                                                                                                                                        Игра: «Назови одним словом» Взрослый: рубашка, майка, свитер, брюки-это…(одежда).Сандалии, ботинки, сапоги -это….(обувь).Картошка, капуста, свёкла это…(овощи).                                                                                                                                  Игра: «Один-много» Мяч—много мячей; лягушка-…; диван-…; белка-.;повар-…;кресло-…; машина-…                                                                                                                                        

Игра «Чем похожи?» Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.                                            

Игра «Наоборот» Дорога широкая, а тропинка …(узкая). Пластилин мягкий, а камень. (Твёрдый). Чай горячий, а мороженое…(холодное)» Сахар сладкий, а лимон…… Луна видна ночью, а солнце…Огонь горячий, а лед…. Река широкая, а ручей…Камень тяжелый, а пух…Зимой холодно, а летом…                                                                        

«Волшебный мешочек» Для этой игры нужно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.          

«Закончи предложение» Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Наступило утро и Саша… (проснулся). В лесу Маша увидела… (белочку). Набежали тучки и … (пошел дождик). Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку.                                                                                          

«Съедобное-несъедобное». Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча.                          

«Подбери определение». Взрослый называет прилагательное, а ребенок придумывает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т.д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т.д.          

«Найди предмет» Взрослый называет любую букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, которые начинаются с этой буквы.                                                                     

«Сочиняем рифмы» Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, подушка-кадушка, тучка-кучка.      

«Занимательные карточки» Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, дикие животные). Пусть он назовет и опишет животных, можно подобрать карточки на разные темы и дать ребенку задание составить по ним рассказ.              

«Поиграем с игрушками» Взять несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Лисичка и Ёжик. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела. Так он научится вести диалог и задавать вопросы. В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные жизненные ситуации.                                                                                                              

Игра «Собери словечки» К слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов. Жёлтый- шарик, носок, цыплёнок. Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, Красное — платье, яблоко, знамя.                                                                          

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребёнок научатся правильно отбирать слова для выражения своих мыслей, а это является основой для последующего развития всех сторон речи.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем словарный запас дошкольника

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию...

Развиваем словарный запас

Консультация для родителей: "Как пополнять словарный запас?"...

Развиваем словарный запас дошкольника

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...

Развиваем словарный запас

Презентация содаржит описание  игр и упражнениий на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их соглас...

Игры "на ходу". Развиваем словарный запас детей.

Предлагаем вашему вниманию игры для развития словарного запаса ребенка, в которые можно поиграть  на прогулке, по дороге в детский сад, в очереди в поликлиннике....

Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"

Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"...