Развиваем словарный запас
презентация по логопедии
Презентация содаржит описание игр и упражнениий на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_slovarnyy_zapas.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактические игры для детей , направленные на обогащение словарного запаса, активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Слова наоборот» Правила игры: водящий кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен поймать мяч и назвать «слово наоборот» или «слово, противоположное по смыслу». Если ребенок не может быстро придумать антоним или говорит неправильно, водящий называет его сам. Когда ребенок начнет подбирать слова правильно, он становится водящим. в 3-4 года доступны следующие антонимы : день – ночь; большой – маленький; черный – белый; хороший – плохой; тяжелый – легкий; веселый – грустный; горький – сладкий; горячий – холодный; грязный – чистый; здоровый – больной; умный – глупый; широкий – узкий; близкий – далекий; быстрый – медленный; высокий – низкий; полный – пустой; тонкий – толстый; открыть – закрыть; говорить – молчать; вспомнить – забыть; громко – тихо; много – мал; справа – слева; трудно – легко;
в 5-6 лет доступны следующие антонимы : брат – сестра; мальчик – девочка; мама – папа; мужчина – женщина; дедушка – бабушка вход – выход горе – счастье город – деревня добро – зло радость – печаль над – под начало – конец улыбка – слезы молодость – старость правда – ложь прямой – кривой глубокий – мелкий полезный – вредный слабый – сильный смелый – трусливый бросать – ловить взять – отдать ложиться – вставать мерзнуть – греться покупать – продавать помогать – мешать потерять – найти сломать – построить смеяться – лакать внутри – снаружи впереди – сзади вверху – внизу ласково – грубо рано – поздно
в 6-7 лет доступны следующие антонимы : зима – лето весна – осень друг – враг жара – холод завтрак – ужин мир – война сын – дочь утро – вечер спуск – подъем ребенок – взрослый восток – запад север - юг рассвет - закат свет - темнота встреча – расставание выезд – въезд ленивый - трудолюбивый аккуратный – неряшливый ловкий – неуклюжий пасмурный – ясный первый – последний пресный – соленый одинаковый – разный сытый – голодный уродливый – красивый хрупкий – прочный частый – редкий шершавый – гладкий яркий – тусклый тепло – прохлада удаляться - приближаться поднять - опустить
Игра « Назови одним словом». Игра направлена на пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями. Взрослый называет несколько слов, например, майка, брюки, рубашка, шорты , и просит ребёнка назвать все предметы одним словом ( одежда ). Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, например, посуда , и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов посуды. Чтобы ребёнку было интересней, можно дать ему мяч, чтобы на каждое названное слово он ударял им об пол .
Игра «Я знаю пять…» Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова). Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игра « Кто кем был» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ,отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект : Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуб – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка– головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
И гра «Чья? Чьи?» Цель игры: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья и тд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире слов или как развивать словарный запас детей.
консультация для родителей...
Развиваем словарный запас дошкольника
Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию...
Развиваем словарный запас
Консультация для родителей: "Как пополнять словарный запас?"...
Развиваем словарный запас дошкольника
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...
Как развивать словарный запас у детей?
В данной работе представлены игры,способствующие развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста.Такие игры могут использоваться педагогами в дошкольном учреждении, а также родителями дома, на...
Игры "на ходу". Развиваем словарный запас детей.
Предлагаем вашему вниманию игры для развития словарного запаса ребенка, в которые можно поиграть на прогулке, по дороге в детский сад, в очереди в поликлиннике....
Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"
Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"...