Методическая разработка по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
Дидактические игры и упражнения, которые помогут ребёнку усвоить способы словоизменения существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx | 349.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи.
Проблемные педагогические ситуации.
Тема: Формирование грамматического строя речи.
Вид заданий: Проблемные педагогические ситуации.
Содержание заданий: 1. Ребёнок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Дидактические игры и упражнения, которые помогут ребёнку усвоить способы словоизменения существительных.
Упражнение: Один – много
Цель: формирование умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки и предлагает назвать количество предметов: один дом – много домов, и т. д.
Игра «Угадай, чего не стало?»
Цель: формирование умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки на которых изображены мишки, куклы, лошадки, поросята, деревья, и т.п.
Ход игры: на доске по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убрать, спросить у детей: «Чего не стало?»
Речевой материал: Не стало мишек, кукол, лошадок, поросят, деревьев, и т.п.
Игра «Кого кормит девочка»
Цель: формирование умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: магнитный театр (девочка с лукошком, куры, гуси, утки), магнитная доска.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?»
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур, гусей, уток и т.д.
Игра «Теремок»
Цель: формирование умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т.д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
Игра «Подбираем рифму»
Цель: формирование умения образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:
«Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок без шляп и ботинок»…
Воспитатель: - Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).
Речевой материал: Даем честное слово:
вчера в половине шестого
мы видели двух сорок без ... (ботинок) и ... (носков),
и щенков без ... (тапочек),
и синичек без ... (рукавичек),
и слонов без…(шарфов),
и кротов без… (очков),
и лягушек без… (подушек), и т.п.
1. На каком содержании проводить работу:
- В младшем дошкольном возрасте?
В младшем дошкольном возрасте грамматические упражнения проводятся на материале занятия, используются игры-драматизации, дидактические игры и игровые упражнения с использованием игрушек, сюрпризных моментов, сказочных персонажей.
Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры.
- В старшем дошкольном возрасте?
В старшем дошкольном возрасте основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, проводимое на специальных занятиях. Используются упражнения, дидактические игры с наглядным материалом в виде предметов, картинок или без него. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес, там она встретила лису и её лисят, волчицу и её волчат, медведицу и её медвежат). Повышается частота использования словесных игр, грамматических упражнений. Нередко воспитателем могут использоваться жизненные ситуации для закрепления правильных форм слов и демонстрации образцов грамматических форм.
2. Объясните, в каких случаях эти методические положения правильны?
a) трудные грамматические формы образует взрослый
Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. Т.к. не получая правильного образца, дети допускают ошибки, у них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплен. В младшей и средней группах ДОУ трудные грамматические формы образует взрослый, т.к. формы ещё сложны для детей и у них недостаточного опыта словообразования. В ходе дидактических игр педагог, в случае необходимости, подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.
б) трудные грамматические формы образовывает ребенок самостоятельно
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок. Начиная со старшей группы ДОУ трудные грамматические формы образует ребенок самостоятельно, если слово легко изменяется.
3. Как отличить грамматическую ошибку в словообразовании от детской инновации (словотворчества)?
Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество является показателем свободногопользования морфологическими элементами языка, и отличие детских инноваций от словообразования с грамматическими ошибками в том, что в словотворчестве собственно смысловых грамматических ошибок нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки. Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:
по аналогии с течь (сущ.): «копь», «капь», «тепь»
по аналогии с бег: «прыг», «сид»
по аналогии с певун: «чистун», «светлун»
по аналогии скраснота: «грязнота», «голубота»
по аналогии своспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель»
па аналогии с храбрость: «умность», «плохость», «худость», «сладкость»
по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание», «боление»
по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять»
Взрослые способны понять смысл этих новообразований, а с точки зрения науки существуют три основных принципа образования детьми новых слов, выделенные Т. Н.Ушаковой:
• часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» - прыжок;
• к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга - «пургинки» (снежинки), помощь - «помогание», страшные - «страшность»;
• одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» - вор и врунишка, «бананас» - банан и ананас.
Если ни один из этих принципов не соблюден, то речь идёт не о словотворчестве, а об ошибках в словообразовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...