Методическая разработка по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Михайлова Анна Юрьевна

Дидактические игры и упражнения, которые помогут ребёнку усвоить способы словоизменения существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx349.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи.

Проблемные педагогические ситуации.

Тема: Формирование грамматического строя речи.

Вид заданий: Проблемные педагогические ситуации.

Содержание заданий: 1. Ребёнок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактические игры и упражнения, которые помогут ребёнку усвоить способы словоизменения существительных.

Упражнение: Один – много

Цель: формирование  умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки и предлагает назвать количество предметов: один дом – много домов, и т. д.

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: формирование умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки на которых изображены мишки, куклы, лошадки, поросята, деревья, и т.п.

Ход игры: на доске  по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убрать, спросить у детей: «Чего не стало?»

Речевой материал:  Не стало мишек, кукол, лошадок, поросят, деревьев, и т.п.

Игра «Кого кормит девочка»

Цель: формирование  умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: магнитный театр (девочка с лукошком, куры, гуси, утки), магнитная доска.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?»

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур, гусей, уток  и т.д.

Игра «Теремок»

Цель: формирование  умения образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.

Ход игры: Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят и т.д.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

Игра «Подбираем рифму»

Цель: формирование умения образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:

 «Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок»…

Воспитатель: - Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал: Даем честное слово:

вчера в половине шестого

мы видели двух сорок без ... (ботинок) и ... (носков),

и щенков без ... (тапочек),

и синичек без ... (рукавичек),

и слонов без…(шарфов),

и кротов без… (очков),

и лягушек без… (подушек), и т.п.

1. На каком содержании проводить работу:

- В младшем дошкольном возрасте?

В младшем дошкольном возрасте грамматические упражнения проводятся на материале занятия, используются игры-драматизации, дидактические игры и игровые упражнения с использованием игрушек, сюрпризных моментов, сказочных персонажей.

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь,  соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры.

- В старшем дошкольном возрасте?

В старшем дошкольном возрасте основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, проводимое на специальных занятиях. Используются упражнения, дидактические игры с наглядным материалом в виде предметов, картинок или без него. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес, там она  встретила лису и её лисят, волчицу и её  волчат, медведицу  и её медвежат). Повышается частота использования словесных игр, грамматических упражнений. Нередко воспитателем могут использоваться жизненные ситуации для закрепления правильных форм слов и демонстрации образцов грамматических форм.

2.  Объясните, в каких случаях эти методические положения правильны?

 a) трудные грамматические формы образует взрослый

Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. Т.к. не получая правильного образца, дети допускают ошибки, у них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплен. В младшей и средней группах ДОУ трудные грамматические формы образует взрослый, т.к. формы ещё сложны для детей и у них недостаточного опыта словообразования. В ходе дидактических игр педагог, в случае необходимости, подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.

 б) трудные грамматические формы образовывает ребенок самостоятельно

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок. Начиная со старшей группы ДОУ трудные грамматические формы образует ребенок самостоятельно, если слово легко изменяется.

3.        Как отличить грамматическую ошибку в словообразовании от детской инновации (словотворчества)?

Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество является показателем свободногопользования морфологическими элементами языка,  и отличие детских инноваций от словообразования с грамматическими ошибками в том, что в словотворчестве собственно смысловых грамматических ошибок нет:  приставки, суффиксы употреблены  совершенно осмысленно, у них правильные значения;  просто дети еще не помнят с какими корневыми  морфемами  употребляются в литературной речи те или  иные суффиксы и приставки.  Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:

по аналогии с течь (сущ.): «копь», «капь», «тепь»

по аналогии с бег: «прыг», «сид»

по аналогии с певун: «чистун», «светлун»

по аналогии скраснота: «грязнота», «голубота»

по аналогии своспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель»

па аналогии с храбрость: «умность», «плохость», «худость», «сладкость»

по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание», «боление»

по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять»

Взрослые способны понять смысл этих новообразований, а с точки зрения науки существуют три основных принципа образования детьми новых слов, выделенные Т. Н.Ушаковой:

•        часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» - прыжок;

•        к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга - «пургинки» (снежинки), помощь -  «помогание», страшные - «страшность»;

•        одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» - вор и врунишка, «бананас» - банан и ананас.

Если ни один из этих принципов не соблюден, то речь идёт не о словотворчестве, а об ошибках в  словообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...