"Где живёт Жар-птица"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка занятия на тему "Где живет Жар-птица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_zhivyot_zhar_ptitsa.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие на тему:
Где живёт Жар-птица
Подготовила: воспитатель ГБДОУ
детский сад № 3
Петроградского района
группы № 3
Кутукова Олеся Михайловна
Санкт-Петербург 2021
Где живёт Жар-птица
Цель: закрепить и расширить знания детей о русских сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение; привить любовь к сказкам и городу Санкт-Петербургу; развить все компоненты устной речи, а также воображение, память, внимание.
Задачи: закрепить в памяти детей сказку «Жар-птица», дать характеристику героям сказки, учить узнавать героев по фрагментам и иллюстрациям, обогатить знания детей о часах «Павлин».
Оборудование и пособия: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, изображения сказочных героев и музейного предмета.
Используемые педагогические технологии:
- педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;
- частнопредметные педагогические технологии;
- альтернативные технологии;
- педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;
- социально-воспитательные технологии.
Методы и приёмы: беседа, вопросы, игра, загадки, объяснение, сюрпризные моменты.
Образовательные области: Познавательное развитие
Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказки «Жар-птица». Развитие эстетических и эмоциональных чувств.
Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость.
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии сказки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, изучение птиц, беседы о русских сказках.
Ход занятия
Вводная беседа
Ребята, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? Авторские и народные. А почему сказки называют народными? Потому что их сочинил народ. А какие русские народные сказки вы знаете?
У каждого из нас есть заветное желание. Так хочется, чтобы оно воплотилось в реальность. Вот только кто его исполнит? Сегодня у вас будет возможность загадать это желание одному сказочному образу. А вот что потом произойдёт, узнаем позже.
Отгадайте мою загадку, о ком пойдёт речь.
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост, как веер, распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.
- Правильно, Жар-птица.
Что вы знаете о Жар-птице? (дети отвечают)
Какая связь, по вашему мнению, есть между Жар-птицей и желанием человека?
Говорят, что у того, кто найдет ее перо, исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также говорят, что с помощью пера Жар-птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.
Сообщение нового. Презентация.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья Жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица – огненная птица, её перья блистают серебром и золотом, крылья – как языки пламени, а глаза светятся, как кристалл.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней.
Добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть Жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли Жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.
Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение Жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.
В каких сказках можно встретить образ жар-птицы?
Жар-птица представлена в сказках «Конёк-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Жар-птица и Василиса Прекрасная».
Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в строчках, а художники – в своих картинах.
Физминутка
Птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
А сейчас я расскажу вам сказку про Жар-птицу.
В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
- Не бери золотого пера. Возьмешь - горе узнаешь!
И задумался добрый молодец - поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
- Спасибо! - говорит Царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу. А не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин?
- Царь приказал жар-птицу добыть.
- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрашнему дню сто кулей отборной пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошёл к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, а стрелец-молодец выскочил из-за дерева, подбежал, связал жар-птицу веревками, сел на коня и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу. Царь увидал, обрадовался, поблагодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
- Не плачь, не тужи. Это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу. Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотой маковкой.
Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель. Долго ли, коротко ли, приезжает он на край света, где красное солнышко из синего моря восходит. Смотрит, а по морю плывёт Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом гребёт.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.
- Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку. Начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, захмелела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь в один миг прибежал. Тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука. Приехал к царю. Тот увидал Василису-царевну, сильно обрадовался, поблагодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем с лица переменилась; сколько царь ни уговаривал - все напрасно.
Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:
- Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье - без того платья замуж не пойду!
Царь тотчас за стрельцом-молодцом:
- Поезжай скорее на край света, где красное солнышко восходит. Там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны. Достань это платье и привези сюда - пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, подошел к своему богатырскому коню. "Вот когда, - думает, - не миновать смерти!"
- О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
- Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.
- А что говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синему морю.
Долго ли, коротко ли, приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря. Богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом.
Взмолился морской рак:
- Не губи меня, оставь мне жизнь! Что тебе нужно, все сделаю.
Отвечал ему конь:
- Посреди синего моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Рак крикнул громким голосом на все синее море. Тотчас море всколыхнулось, и сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старший рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье, а Василиса-царевна опять заупрямилась:
- Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей воды да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят. Привели бедного стрельца.
"Вот беда, так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы! Зачем коня не послушался?"
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
- Царь-государь! Позволь перед смертью пойти с конем попрощаться.
- Хорошо, ступай прощайся!
Пришёл стрелец к своему богатырскому коню и слёзно плачет.
- О чём плачешь, хозяин?
- Царь велел в кипятке искупаться.
- Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.
Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди - и прямо в котел. Он раз-другой окунулся, выскочил из котла - и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться, полез сдуру в воду и в ту ж минуту сварился.
Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца. Женился он на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.
Оказывается, у нас в городе… Кстати, в каком городе мы живем? (Дети отвечают: в Санкт-Петербурге). Верно, в Санкт-Петербурге. Так вот, в нашем городе тоже живёт волшебная Жар-птица. Она живет в самом большом музее нашей страны – Эрмитаже (картинка). Далее смотрим картинку часов «Павлин». Это часы «Павлин». Осмотрите их. Если это часики, то где же циферблат? Он на маленьком грибочке. Когда эти часики заводят, то все зверушки на них просыпаются. А какие там есть зверушки?
Первой просыпается сова – символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост – символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста – посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух и кукарекает. А сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит (видеоряд). Обязательно сходите в Эрмитаж и посмотрите на нашего замечательного павлина!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей группе. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Программное содержание:- закреплять правила дорожного движения; - учить применять свои знания на практике; - пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"
«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Кто у бабушки живёт?»
Воспитатель встречает гостей в костюме бабушки. Знакомятся.Бабушка(воспитатель) – Здравствуйте ребятки!Дети – Здравствуй бабушка!Бабушка (воспитатель) – Я со своими животными давно вас жду. Посм...
Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Кто у бабушки живёт?»
Воспитатель встречает гостей в костюме бабушки. Знакомятся.Бабушка(воспитатель) – Здравствуйте ребятки!Дети – Здравствуй бабушка!Бабушка (воспитатель) – Я со своими животными давно вас жду. Посм...
Занятие-путешествие "Кто живёт у нас в лесу".
Это занятие-путешествие помогает уточнить и закрепить знания детей о диких животных нашего края: волке, лисе, медведе, белке, зайце, их детёнышах; помогает в формировании лексико-грамматич...
Кто в теремочке живёт.
Развлечение для детей средней группы, наполненное подвижными, музыкальными, пальчиковыми играми....
КОНСПЕКТ НОД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: "КТО ЖИВЁТ В ЛЕСУ"
Цель. Обобщать и систематизировать полученные знания по экологии. Развивать внимание, память, логическое мышление.Задачи. Образовательные:-учить узнавать и называть насекомых, диких и домашних ж...