"Синквейн в работе по развитию речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 21.51 КБ |
prezentatsiya_na_mo.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
Тема: «Синквейн в работе с дошкольниками по развитию речи»
Слайд №1. Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.
Слайд №2. Что же такое Синквейн?
Синквейн в переводе с французского, означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. При использовании технологии «синквейна» решаются следующие задачи:
-уточнять, расширять и активизировать словарь детей;
- знакомить дошкольников с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся:
- подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение.
- составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений.
- у детей формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Слайд №3.
Составляется структура Синквейна по определенным правилам. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово (существительное, отражающее главную идею);
2-я строка – два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
3-я строка – три глагола, обозначающие действие существительного в рамках темы;
4-я строка – фраза из четырех слов, которая характеризует существительное, показывающая отношение к теме;
5-я строка (основание «елочки») – 1-2 слова связанные с первым, отражающие сущность темы (обобщающее слово, вывод).
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».
Слайд №4.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.
На подготовительном этапе мы знакомим детей с понятиями Слово - предмет, Слово-признак, Слово- действие. На этом же этапе мы вводим и символы этих слов. Предлагаем детям словесные игры и упражнения, такие ка «Что/Кто это?», «Какой, какая, какое?», «Кто/что делает?» и др.
Слайд №5.
На основном этапе мы знакомим дошкольников с алгоритмом составления синквейна. Дети сами пробуют по алгоритму, составлять синквейн. Дошкольники по графической модели не только устно составляют синквейны, но и рисуют их с помощью условных обозначений.
Слайд №6. Сейчас рассмотрим несколько видов Синквейна.
1. Составление синквейна в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками.
1. Собака 2. Большая красивая 3. Бегает, лает, играет 4. Собака охраняет наш дом 5. Друг.
2. «Синквейн - загадка». Педагог читает загадку, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
Например,
1……… ?
2. Быстрая,
мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит
4. Я люблю на ней кататься
5. Транспорт.
Слайд №7.
3. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый-пятую.
4. «Неполный синквейн».
Дан Синквейн без указания темы первой строки.
На основе существующих строк, необходимо ее определить.
После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
Слайд №8.
3 этап – практический. На данном этапе дети учатся составлять Синквейны о природе; сказке; по картине; о литературном герое и т.д.
Например,
1. Карло
2. Добрый,
трудолюбивый.
3. Заботится, учит,
воспитывает.
4. Смастерил
деревянную куклу.
5. Мастер.
- И сейчас, я хочу вам предложить составить синквейн по теме «Осень»
1. Слово-предмет
2. Слова – признаки (2)
3. Слова-действия (3)
4. Предложение по теме.
5. Одно слово, выражающее настроение.
(участники МО составляют Синквейн).
Слайд № 9.
В конце моего выступления можно сделать вывод, что работая со старшими дошкольниками по технологии Синквейн, у моих воспитанников значительно расширился словарный запас по всем лексическим темам. Дети научились кратко пересказывать тексты, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Все это свидетельствует о том, что технология Синквейн это – один из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста.
Слайд №10. Спасибо за внимание! Если у вас возникли, какие, либо вопросы, буду рада на них ответить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово синквейн происходит от французского слова « пять » и означает « стихотворение, состоящее из пяти строк » . Актуальность и целесообразность Синквейна: - открываются новые творческие и интеллектуальные возможности; - способствует обогащению словарного запаса; - носит характер комплексного воздействия (развивает внимание, память, мышление, речь); - используется для закрепления лексической темы. Что такое Синквейн?
Структура Синквейна предмет признак признак действие действие действие фраза отношение к теме вывод предмет Синквейн состоит 5 слов
Этапы составления Синквейна 1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: обогащение словаря дошкольников, знакомство с понятиями «слово - предмет», «слово-признак», «слово-действие», введение символов этих слов.
2 этап – ОСНОВНОЙ Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн. Графическая модель составления Синквейна Слова - предметы Слова - признаки Слова - действия
Примеры Синквейна 1. Составление синквейна в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками. 1. Собака. 2 . Большая, красивая. 3 . Бегает, лает, играет. 4 . Собака охраняет наш дом. 5 . Друг. 2. Синквейн - загадка. 1. ??? 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Люблю на ней кататься. 5. Транспорт.
3. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый - пятую. 4 . «Неполный синквейн». Дан Синквейн без указания темы первой строки. На основе существующих строк, необходимо ее определить. Русская Стройная Растет Стоит Наклоняется Я люблю русскую Дерево .
3 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам. 1. Карло 2. Добрый, трудолюбивый 3. Заботится, учит, воспитывает 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Папа Тема «Осень» Слово-предмет Слова - признаки ( 2) Слова-действия (3) Предложение по теме. Одно слово, выражающее настроение.
ВЫВОДЫ О СИНКВЕЙНЕ Способ контроля и самоконтроля СИНКВЕЙН Учит краткому пересказу Развивает речь, п амять, мышление Облегчает процесс у своения понятий и и х содержание Расширяет словарный запас
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Выступление на Методическом объединении....
Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...
«Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»
Методическая разработка семинара - практикума для педагогов...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....
Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников
Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи дошкольников...
Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...