«Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка семинара - практикума для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного       общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр»  с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области –

детский сад «Чайка» с. Утевка

446602, Самарская область, Нефтегорский район, с.Утевка, ул. Мелиораторов, дом 33.

Телефон 8(84670) 3-12-68  /факс 8(84670) 3-12-68, е-mail: doo_utev_nft@samara.edu.ru

   Методическая  разработка семинара-практикума  для педагогов

Тема:    «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников»

   Подготовила: Артёмова Наталия Владимировна старший воспитатель

Кто ясно мыслит-

тот ясно излагает.

Античная пословица

Цель семинара: дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

План проведения семинара:

1.      Предисловие:

—   Что такое «Синквейн».

—   Задачи «Синквейна»;

—   Этапы построения работы.

2.       Практическая часть:

—   Совместная работа с педагогами с показом  на доске.

—   Самостоятельная работа педагогов.

—   Обсуждение полученных результатов.

—   Подведение итогов.

 3.    Заключение

Перед началом семинара всем присутствующим раздают бланки и простые графитные карандаши для самостоятельной работы.

 

1.    Предисловие

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

В  практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного  на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что:

1)     сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений;

2)     для того  чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс;

3)    у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.

 Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет  у таких детей наблюдается несформированность  всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы  и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

   Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим фундамент  для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

·        предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

·        воспитатель добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

·        называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает);

·        воспитатель  называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети  называют предмет: это огурец;

·        нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным,  и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

 Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Сам алгоритм составления синквейна заключается в следующем:

Первая строка  (Кто?Что?) - тема синквейна,  заключает в себе одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне  предмета или объекта.

Третья строка (Что делает?) - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - ключевая фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - слово, связанное с первым, отражающее сущность темы  (синоним)

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают  свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями (графические изображения).

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.  Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

2. Практическая часть.

 На доске развешены картинки: снегирь, зима, весна. Представлен алгоритм составления синквейна. Педагогам предлагается проанализировать готовые синквейны.

Снегирь.

Красивый, красногрудый.

Радует, летает, клюет.

Снегирь  очень любит рябину.

Зима.

Зима.

Вьюжная, холодная.

Наступила, заморозила, замела.

Зима укрыла снегом деревья.

Снег

Весна.

Радостная, тёплая.

Наступает, радуется, идёт.

Я люблю раннюю весну.

Утро года.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная. Родня.)

После анализа синквейнов педагогам предлагается самим попробовать составить синквейн.

Воспитатели зачитывают получившиеся синквейны. Обсуждают их и подводят итоги работы.

Примеры некоторых синквейнов, составленных воспитателями:

  1. Котёнок
    Чёрненький, пушистенький.
    Играет, спит, ест
    Котёнок пьёт тёплое молоко.
    Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
 Дом нужен всем людям
жилище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Вкусный арбуз лежит на столе.

радость.

4. Собака

Красивая, пятнистая.

Бежит, лает, прыгает

Наша собака охраняет дом.

Друг.

3. Заключение

 Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Составляя синквейн, каждый  реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Каждый может почувствовать себя творцом, поэтом, гением. 

В чём же его эффективность и значимость?

Простота. Синквейн могут составить все.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Совет для работы с родителями:

Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д; изд Феникс 2008
  2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

Интернет ресурсы

1.http://festival.1september.ru/articles/603653/

2.http://www.proshkolu.ru/user/nosowa11/blog/302017/

3.http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/blog/124203/

4.http://www.proshkolu.ru/user/lpsinkova60/blog/92443/

5.http://www.proshkolu.ru/user/klevermv/blog/254279/

6.http://www.proshkolu.ru/user/fisheva/blog/25414/

7.http://festival.1september.ru/articles/518752/

8.http://festival.1september.ru/articles/586446/

Приложение

http://iceimg.com/i/17/5a/7da21ea980.jpg

http://www.tc-sfera.ru/sites/default/files/field/image/7.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/161/99161248_80084027_28723.jpg

http://www.vbglenobl.ru/sites/default/files/family_05.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи  дошкольников...

Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы

laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...