Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.
консультация по развитию речи
Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_zvukoproiznosheniya_u_doshkolnikov.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании,в рамках реализации ФГОС, как общая основа воспитания и обучения детей
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Возникают трудности в овладении навыками чтения и письма.
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владением правильным звукопроизношением.
Причины речевых нарушенийделятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие работе речевого аппарата).
К органическим факторам относятся:
1. Внутриутробные патологии,которые приводят к порокам развития плода: гипоксия; вирусные заболевания, в период вынашивания; травмы, падения и ушибы беременной; резус-конфликт ребенка и матери; курение, употребление алкоголя и наркотических веществ; профессиональные вредности; стрессы, эмоциональные перегрузки.
2. Наследственность, генетические аномалии.
3.Опасности в родовом периоде: родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния; асфиксия; малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий.
4. Заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни.
Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют: 1.Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
2.Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
3. Подражание речи неблагополучных окружающих людей.
Неправильное звукопроизношение, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи.
Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове(рак -[ак], клоун -[коун] и т. п.);
-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з’убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с’апка (сяпка)] и т. п.)
-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
* Организация правильной речевой среды.
* Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
* Развитие речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной моторики
* Развитие мелкой моторики
Организация правильной речевой среды.
Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важным является создание правильной и полноценной речевой среды не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка.
Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.
*Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
*Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.
Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
*Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный осуществлять узнавание и различение звуков речи (фонем, благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак-лак-мак, мышка – мишка, угол-уголь и т. п.
*Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху). Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе
Развитие речевого дыхания.
Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Важно соблюдать параметры речевого дыхания:
выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
выдох происходит плавно, а не толчками;
во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, на ватные шарики. На бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки и снежинки с ладошки.
Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.
Игры на развитие речевого выдоха:
- слитное произнесение на одном выдохе сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому.
- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;
Артикуляционная гимнастика
Выполнение артикуляционной гимнастики уже через 2 - 3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Развитие мелкой моторики
Не маловажную роль в профилактике нарушений звукопроизношения имеет развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами.
Для развития мелкой моторики в своей работе я использую такие игры как: «Гладкий -шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Горячее - холодное»; «Мокрое-сухое».
Игры с нанизыванием:
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей»,
«Сушим одежду»;
Игры с пластилином.
Игры с бумагой:
«Снежинки» (1-й вариант - нарвать бумагу намелкие кусочки; 2-й вариант - скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».[/i]
Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки»,
«Этот пальчик.» и т. д.
Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2-4 части, кубики, мозаика.
Распределение профилактической работы по всем видам деятельности детей в течение всего времени пребывания их в детском саду становится главным принципом.
При этом учитывается, чтобы не было перенасыщения материала и не в ущерб другим задачам общеобразовательной программы.
Так же должен учитываться возраст детей
Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями звукопроизношения, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.
Далее представлен список используемой литературы
1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии».
2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
3. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников».
4. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».
5. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения».
6. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
И спасибо вам за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....
"Профилактика плоскостопия у дошкольников"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»...