Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
статья по физкультуре по теме
Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnoy_osanki_doshkolnikov.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений осанки дошкольников
в условиях детского сада
Мальгина Людмила Альбертовна, заместитель заведующего УВР
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №119 "Поморочка"
Движение может заменить разные лекарства, но ни
одно лекарство не в состоянии заметить движение.
Тиссо
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? К числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать корпус и голову. У обладающего правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперед, живот подтянут, ноги в коленях и суставах выпрямлены.
К основным причинам нарушения осанки специалисты относят:
- наследственные конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы;
- врожденные пороки и родовые травмы;
- перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, частые простудные заболевания) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
- неправильное положение тела при различных статических позах во время игр, занятий, сна;
- нерациональное питание;
- недостаточное понимание и учет педагогами и родителями возрастных особенностей роста и развития детей, в том числе при интенсивных занятиях спортом;
- гипокинезия – недостаток физической активности;
- подавленное состояние психики.
В нашем детском саду все сотрудники стараются создать комфортные условия для систематического и профилактического влияния на растущий организм воспитанников. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
- оздоровительная направленность;
- доступность;
- повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми при формировании правильной осанки:
- Занятия по физической культуре (3 раза в неделю, 1 – на улице);
- Утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетно-игровая);
- Гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (спортивные, подвижные, народные игры; спортивные упражнения, дифференцированные игры);
- Активный отдых (неделя здоровья, физкультурные досуги и праздники в помещении и на воздухе, спартакиады – зимняя, летняя; эстафеты, игры-соревнования);
- Закаливающие мероприятия (игры и физические упражнения на воздухе, босохождение по массажным дорожкам после сна; сухое обтирание; ходьба по солевым дорожкам);
- Оздоровительные мероприятия (фитотерапия, точечный массаж, самомассаж, упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика; сухой бассейн);
- Эмоционально-стимулирующие упражнения (упражнения на релаксацию, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика и пр.);
- Совместные мероприятии с родителями (индивидуальные беседы, консультации, круглые столы, агитационный материал, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, совместные спортивные праздники и развлечения, совместные походы);
- Дополнительные образовательные услуги (спортивный кружок "Крепыш" – игра в бадминтон; хореографическая студия "Танцуем вместе"; кружок "Веселые пальчики" – развитие мелкой моторики).
Все выше перечисленные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- формирование правильной осанки;
- развитие двигательной активности дошкольников;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных особенностей (ловкость, быстрота, выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
Серьезной составляющей работы с дошкольниками являются мероприятия, так называемые "Уроки здоровья". Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство.
Немаловажный вопрос, который мы поставили перед собой, как правильно проводить работу по профилактике нарушений осанки детей в ДОУ, чтобы эта деятельность не носила бессистемный характер и осуществлялась всеми специалистами ДОУ.
В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений.
1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.
2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.
Изучив литературу по данной проблеме, нами был сделан следующий вывод: упражнения, направленные на развитие силовой выносливости мышц туловища, не оказывают решающего влияния на состояние осанки, поэтому мы в своей работе в системе стали использовать комплексы упражнений, направленные на выработку ощущений правильного положения тела в пространстве, и комплексы общеразвивающих упражнений, как средство профилактики нарушений осанки.
Как пример представляем комплекс упражнений по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове.
- Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.
- Ходьба с мешочком на голове в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т.д.
- Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т.п.
- Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.
- Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.
- С мешочком на голове сесть на скамейку или пол, встать, стараясь не уронить мешочек.
- Бросать мяч двумя руками от груди партнеру с мешочком на голове.
Мы убеждены, что проблема профилактики нарушений осанки детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.
Литература:
- Волков П.и др. Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ. Здоровье дошкольника, №3, 2008.
- Пенькова И. Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию. Дошкольное воспитание, №9, 2010.
- Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада.
Материал об опыте сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения с использованием сенсорной комнаты....
Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
Описание проекта:Тематика Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)Название проекта «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи ...
Использование современных технологий для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада
В представленной работе описанны наиболее современные коррекционные и педагогические технологии, которые можно реализовать для детей с нарушениями зрения в условиях детского сада....
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.
Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...
Комментарии
Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского с