Ознакомление дошкольников с литературой «Час литературного чтения»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Пояснительная записка
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.
Задачи:
- Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
- Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
- Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_plan.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
Ознакомление дошкольников с литературой
Литературная гостиная
«Час литературного чтения»
Возрастная группа детей: 3-4 лет
2018г.
Пояснительная записка
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.
Задачи:
- Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
- Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
- Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Методы: последующая беседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
- Ребенок внимательно с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
- Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.
- Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
- Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
- Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, создавая интересные образы героев.
Календарно-тематическое планирование | |||||
Месяцы | Чтение | Рассказ | Пересказ | Заучивание наизусть | Рассказ по картине. |
Сентябрь 1 | К. Ушинский «Уточки» Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. | Русская народная сказка «Коза-дереза» Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. | |||
2 | А. Блок «Зайчик» Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Цель: Обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. | |||
3 | Малые формы фольклора: потешки «Барашенька», «Божья коровка» Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии. | Картина «Овощи» Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут.. | |||
4 | Русская народная сказка Сказки «Лиса и журавль". Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей. | Потешка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…» Цель: Знакомить детей с малыми формами фолькора, расширять представления о грибах. | |||
Октябрь 1 | Сказка "Бременские музыканты" (нем.) Цель: познакомить детей со сказкой, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей. | Картина «Заблудился» (с грибами) Цель: Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу. Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный». | |||
2 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. | «Где ночует солнце?» (арм.) Цель: Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; | Картина «Мы играем в кубики, строим дом» Цель: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять короткий рассказ. | ||
3 | Сказка «Маша и медведь» Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. | Картина «Кошка с котятами» Цель: Учить соотносить слова, обозна-чающие назва-ния животных, с названиями их детенышей, активизиро-вать в речи слова, обозначающие действия. | |||
4 | Русская народная сказка «Теремок» Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. | А. Кольцов «Дуют ветры буйные…» Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. | |||
Ноябрь 1 | Сказка «Воробей и лиса» (болг.) Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. | . | Картина «Река замёрзла» Цель: Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей; воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе; | ||
2 | Мордовская народная сказка " Как собака друга искала". Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду. | К. Чуковский «Мойдодыр» Цель: Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. | |||
3 | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения | А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…» Цель: Конкретизировать знания детей о ветре, учить определять силу ветра, активизировать в речи соответствующие понятия. | |||
4 | Словацкая сказка «У солнышка в гостях» Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. | А. Фет «Ласточки пропали» Цель: Учить детей использовать выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к птицам, бережное отношение к ним. | |||
Декабрь 1 | А. Пушкин «Зимняя дорога» Цель: Продолжать учить детей слушать произведение, правильно воспринимать его содержание. | . | И. Суриков «Первый снег пушистый» Цель: Закрепить представления детей о сезонных изменениях, происходящих в природе. | ||
2 | С. Маршак «Усатый-полосатый». Цель: Довести до сознания детей замысел произведения, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких | Картина «Катаемся на санках» Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, называть зимние развлечения, | |||
3 | К. Чуковский «Ёлка» Цель: обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста | А. Фет «Чудная картина» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение | |||
4 | Сказка К. Ушинский «Коровка» Цель: знакомство с произведением; воспитывать чувство сопереживания; воспитывать интерес к художественным произведениям. | Картина «Не боимся мороза» Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки | |||
Январь 1 | Л. Толстой «У Миши были сани…» Цель: Продолжить работу по формированию интереса к книге, учить детей по вопросам воспитателя рассказывать о характере главных героев, предлагать свои варианты действий. | Песенка-потешка «Волк-волчок шерстяной бочок…» Цель: Развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями) | |||
2 | Я. Аким «Ёлка наряжается» Цель: Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение | С. Черный «На коньках» Цель: Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи. | |||
3 | А. Барто «Девочка-ревушка» Цель: учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова | Потешка «Гуси вы, гуси» Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. | |||
Февраль 1 | К. Чуковский «Айболит» Цель: вспомнить с детьми произведения К. И. Чуковского; вызвать желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора, познакомить с новым произведением этого автора. | Картина «Саша и снеговик» Цель: Способствовать установлению связи между предметами по картине и явлениями. Учить подбирать прилагательные к существительным: мальчик, погода, снег. | |||
2 | Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл. | Потешка «Тили-бом…» заучивание Цель: вызывать эмоциональный отклик на стихотворение. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. | |||
3 | В. Берестов «Снегопад» чтение Цель: Познакомить детей с поэтом, приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух. | П. Павлова «Щепочка и камешек» Цель: учить пересказывать, отвечать на вопросы воспитателя. | |||
4 | Л. Толстой «Сел дед пить чай…» Цель: учить слушать произведение и отвечать на вопросы. | К. Благинина «Улетают, улетели…» Цель: учить составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение. | |||
Март 1 | Л. Толстой «Нашли дети ежа» Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения. | Картина «Лиса с лисятами» Цель: Продолжать учить составлять рассказ, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса). | |||
2 | С. Маршак «Сказка об умном мышонке» Цель: учить детей понимать содержание стихотворение его юмористический смысл. | А. Плещеев «Уж тает снег» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | |||
3 | У. Дисней «Приключения маленького щенка» Цель: познакомить с произведением. | Англ. потешки «Перчатки», «Храбрецы» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение | |||
4 | Л. Толстой «Саша был трус…» Цель: учить слушать тексты, отвечать на вопросы педагога. | Потешка «Заинька, войди в сад» Цель: учить внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |||
Апрель 1 | Укр. сказка Колосок». Цель: учить слушать, переживать с героями, выделить главную мысль. | Повторение Цель: Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года | |||
2 | Л.Н. Толстой «У Вари был чиж» Цель: Учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту. | Картина «Коза с козлёнком» Цели: Формировать умение внима-тельно рассматри-вать персонажей, закрепление в речи названия животных и их детенышей. | |||
3 | Л. Толстой «Три медведя…» Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого, учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. | Потешка «Дедушка Егор» Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. | |||
4 | К. Ушинский «Спор зверей» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с авторской сказкой | Л. Квитко «Бабушкины руки» Цель: воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям | |||
Май 1 | Берг «Рыбка». Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Картина «Брат и сестра на качелях « (лето) Учить высказываться на тему из личного опыта, уточнить понятие качели, учить правильно использовать предлоги и наречия. | |||
2 | Литовская сказка «Почему кот моется после еды» Цель: Развивать образность и выразительность речи | Потешки «Иванушка», «Ласточка». Цель: заучивание стихотворения наизусть. | |||
3 | Франц. Потешки «Дождь, дождь», «Ручки, спляшите» Цель: учить слушать художественное произведение. | Потешка «Ах ты, радуга-дуга» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки. | |||
4 | Эст. Сказка «Почему у зайца губа рассечена» Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, учить отвечать на вопросы воспитателя. | Чтение потешки «Петушок» Цель: познакомить детей с потешкой, учить внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного произведения, ознакомить детей с приметами весны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по ознакомлению с художественной литературой по теме "Чтение стихотворения "Зима" Сурикова И.З. для детей с ЗПР старшего возраста
чтение стихотворения...
НОД по ознакомлению с художественной литературой по теме "Чтение стихотворения "Зима" Сурикова И.З. для детей с ЗПР старшего возраста
чтение стихотворения...
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Живая шляпа""
Программное содержание:1. Образовательные задачи: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова; Формировать умение давать кратки...
Ознакомление с художественной литературой (по художественному чтению, или рассказыванию, или заучиванию, или инсценированию).
М.М. Конина выделяет несколько типов занятий....
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...
Консультация для родителей «Возрастные особенности и задачи ознакомления дошкольников с книгой и литературными произведениями»
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно п...
Комплексное занятие в средней группе по ознакомлению с художественной литературой и аппликации. Чтение детям Английской народной песенки «Перчатки»
Комилексное занятие по ознакомлению с английской песенкой "Перчатки" и аппликации по украшению перчаток для котят....