Развитие связной речи детей 4-5 лет через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»(открытое занятие)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Открытое занятие. Развитие связной речи детей 4-5 лет
через применение метода наглядного моделирования.
Сказка «Теремок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие связной речи детей 4-5 лет
через применение метода наглядного моделирования.
Сказка «Теремок»
Автор конспекта НОД: Кузьминова Е.П.
Тема: Развитие связной речи детей 4-5 лет через применение метода наглядного моделирования. Сказка «Теремок»
Автор конспекта НОД: Кузьминова Е.П.
Возраст детей: 4-5 лет
Основная образовательная область: Речевое развитие
Цель: создание условий для ознакомления детей с методом наглядного моделирования сказок.
Задачи: образовательные:
- Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи).
- Учить строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
- Продолжать учить отгадывать загадки.
- Закреплять название цветов (серый, зеленый, оранжевый, синий, белый, коричневый, черный)
развивающие:
- Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.
воспитывающие:
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных
- Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическая культура
Задачи:
- дать представление о построении наглядной модели сказок
- продолжать учить детей отгадывать загадки – описания
- развивать умение последовательно и выразительно пересказывать знакомую сказку с использованием моделей
- развивать монологическую и диалогическую речь
- развивать мышление, воображение
- приобщать детей к истокам русской культуры, фольклору
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
- Развитие интереса и любви к книге. Пополнение литературного багажа детей сказками.
Познавательное развитие -
Закрепление знаний о геометрических фигурах: форма, размер, величина
Физическое развитие
- Выполнение движений в соответствии с текстом
Предварительная работа:
Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, чтение рассказов о животных.
Технологии, используемые в ходе НОД:
1. технология наглядного моделирования
- модели-заместители персонажей
2. технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- педагогическая поддержка
- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей
3. Здоровьесберегающие технологии
- смена двигательной активности
4. Информационно-коммуникационные технологии
- презентация
Материалы и оборудование
Ноутбук, презентация, сундучок, флешка, книга со сказкой, магнитная доска, раскраски (по количеству детей, геометрические фигуры - заместители персонажей, блоки Дьенеша.
Словесные:
Беседа, разъяснения, поощрение.
Практические:
Выкладывание фигур - заместителей, работа с блоками Дьенеша.
Ход:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребятки, у нас сегодня будет необычное занятие, на которое пришли гости, они хотят посмотреть, какие вы умницы, как много знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь проходите и садитесь на ковер глазками к экрану, чтобы вам было удобно. Ребята, вы видите на экране картинку. Какие сказки вы там узнаете?
Дети: "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Волк и лиса", "Лиса и заяц".
Воспитатель: Правильно! Вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. И сегодня мы с вами прочитаем сказку.
Воспитатель перелистывает страницы книги.
Воспитатель: Ничего не понимаю! Все страницы пустые, куда исчезли все сказки?
На экране появляется Баба Яга:
- Ха-ха-ха! Это я заколдовала героев сказки, и теперь вы никогда не сможете прочитать ее!
Воспитатель: Ребятки, что же нам делать?
На экране появляется изображение Жар-птицы:
- Здравствуйте! Чем я могу помочь вам?
Воспитатель: Здравствуй, Жар-птица, сказочная царица! Баба Яга заколдовала героев сказки, и мы не можем ее прочитать.
Жар-птица:
- Я помогу вам. Найдите сундучок. В сундучке лежит подсказка. Сможете догадаться, и все вернется, как было. Удачи!
. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в страну сказок?
- А давайте поедем на поезде.
Игровое упражнение «Паровоз»
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колес!
Друг за другом мы пойдем
За вагончиком вагон.
Приезжают в сказку и находят сундучок
Дети вместе с воспитателем находят сундучок. Воспитатель пробует открыть сундучок,но не получается:
- Ребятки, у меня не получается его открыть! Давайте попробуем все вместе сказать волшебные слова и сделать необходимые слова!
Физминутка:
К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли. (руки разводим в стороны)
Справа заглянули, (наклон вправо)
Слева заглянули, (наклон влево)
И присели, и привстали, (сели, встали)
И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)
Ручки наши разомнем, (руки в «замочек»)
И замочек отопрем! («замочек» раскрываем)
Воспитатель открывает ларец. В нем лежит конверт, а в нем - геометрические фигуры разного размера и цвета, листочки с загадками. Воспитатель достает геометрические фигуры и выкладывает их на стол и приглашает детей подойти к столу. Дети походят к столу и рассматривают фигуры.
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, во что превратила Баба Яга сказочных героев?
Дети: В геометрические фигуры.
Воспитатель: Скажите, а все фигуры одинаковые?
Дети: Нет. Синий квадрат, желтый треугольник, красный прямоугольник и круги разного цвета и размера.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! В волшебном сундучке лежат еще и загадки! Они помогут нам понять, какая фигура в какого героя сказки превратилась.
Воспитатель читает загадки (на экране появляются отгадки - картинки); а дети по очереди подбирают фигуры,подходящие под описание героя:
• Летом в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка, кто это? (лягушка)
• Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызёт морковку (заяц)
• Кто зимой холодный
Ходит злой, голодный? (волк)
• Неуклюжий косолапый
Кто всю зиму сосёт лапу? (медведь)
• Серенький шарик под полом шарит (мышка)
• Хитрая плутовка всех обманет ловко (лиса)
Скажите, ребятки, в какой сказке есть все эти герои?
Дети: "Теремок"!
На экране появляется слайд: все герои сказки "Теремок".
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Мы смогли отгадать нашу сказку! Скажите, а зачем нам нужны другие фигуры, кроме кругов?
Дети: Для того, чтобы построить теремок!
Воспитатель: Отлично! Возьмите каждый по фигуре, садитесь снова на ковер, и теперь мы сможем рассказать нашу сказку все вместе, подходя к магнитной доске и выкладывая по очереди на доске геометрические фигуры с помощью магнитов. Но сначала мы вспомним, как в сказке зовут наших героев. Как звали мышку?
Дети: Норушка.
В.: А лягушку?
Дети. - Квакушка.
В.: А зайчика?
Дети: Побегайчик.
В.: А лисичку?
Дети: Сестричка.
В.: А волка?
Дети: Волчок – серый бочок.
В.: А медведя?
Дети: Косолапый.
Воспитатель: - Молодцы, знаете все имена героев. Итак! Стоит в поле теремок.
(Пересказ сказки детьми с помощью воспитателя и с выкладыванием детьми геометрических фигур на магнитной доске).
Воспитатель: Замечательно! Мы вспомнили сказку "Теремок". Герои сказки построили новый теремок взамен старого, который сломал медведь, чтобы могли все вместе жить в нем. И теперь давайте сядем за столы и каждый выложит из геометрических блоков свой теремок, как и звери.
Воспитатель спрашивает детей, какой у кого получился теремок.
Рефлексия:
Воспитатель: Замечательно! Наше занятие подошло к концу. Скажите, вам понравилось такое занятие? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну, и, конечно, немного устали.
Вы все были молодцы, поэтому я дарю вам раскраски "Теремок".
Говорите нашим гостям "До свидания", и мы возвращаемся в группу.
Дети вместе с воспитателем покидают зал
Март
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего возраста с применением интеллектуальных карт.
Эффективная методика для детей с нарушениями речи,так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование,что способствует развитию словаря, грамматического строя и планир...
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц
Мнемотехника -в переводе с греческого -«искусство запоминания». Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую послед...