Картотека "Игры, способствующие развитию интонационной выразительности разучивания стихов"
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Селях Елена Николаевна

"Игры, способствующие развитию интонационной выразительности разучивания стихов"

Содржание:

1. Дидактическая игра "Кубики - рифмы"

2. Дидактическая игра "Какое слово потерялось?"

3. Игра "Идите с нами играть!"

4. Игра с мячом "Человеческие дети знают всех зверят на свете"

5. Дидактическая игра "Найди соседа"

6. Игра "В кругу с мячом"

7. Игра "Угадай, кто кричит?"

8. Дидактическая игра "Сломанный телефон"

9. Игра "Бабочка, лети!"

10. Дидактическая игра "Доскажи словечко".

11. Игра на развитие слухового внимания "Где позвонили?"

12. Дидактическая игра "Телеграф"

13. Игра на развитие речевого дыхания "Чья птичка дальше улетит?"

14. Дидактическая игра "Волшебное зеркало"

15. Игра на развитие силы голоса "Тихо - громко"

16. Дидактическая игра "Эхо"

17. Игра "Угадай, что делать?"

18. Словесная игра "Веселые стихи"

19. Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто идет?"

20. Дидактическая игра "Рифмы"

21. Игра на развитие силы голоса "Дует ветер"

22. Дидактическая игра "Добрый слон"

23. игра на развитие речевого внимания "Кто внимательный?"

24. Дидактическая игра "Мы играем, рифмы подбираем"

25. Словесная игра "Чей пароход громче гудит?"

26. Словесная игра "Рифмы - миниатюры"

27. Игра на развитие силы голоса "Кот и мыши"

28. Словесная игра "Ты куда спешишь, Марина?"

29. Игра на развитие речевого внимания "Близко или далеко?"

30. Словесная игра "Четвертый лишний"

31. Словесная игра "Четвертый лишний - 2"

32. Словесная игра "Рифма - помозница"

33. Словесная игра "Рифма - обманщица" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_stihov.pptx254.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека «Игры, способствующие развитию интонационной выразительности разучивания стихов.

Слайд 2

Дидактическая игра «Кубики - рифмы» Цель : Развивать умение подбирать рифмы, сопоставлять, подбирать картинки по созвучию формировать звуковую культуру речи. Оборудование : кубики с различными предметными картинками на гранях, картинки с предметами-рифмованными картинкам на кубиках. Ход : Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь кубик ты вращать». Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, называет картинку и находит картинку с предметом рифмованным с картинкой на кубике.

Слайд 3

Дидактическая игра « Какое слово потерялось? » Цель : Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход : Воспитатель читает стихотворение. «Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко. » В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось» Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку (гладко) Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на (бочок) ит. д. По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Слайд 4

Игра «Идите с нами играть » Цель : Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Ход игры : Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Методические указания . Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Слайд 5

Игра с мячом «Человеческие дети знают всех зверят на свете». Цель : закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти, умения рифмовать Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного : У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок

Слайд 6

Дидактическая игра «Найди соседа» Цель: Учить находить картинки предметов сходных по звучанию, развивать фонематический слух детей. Оборудование: предметные картинки и картинки домиков с окошками Ход: Детям раздаются конверты с домиками с парными окошками и несколько предметных картинок. Ребенку необходимо найти пары картинок предметов рифмующихся друг с другом и «расселить» их в соседние окошки.

Слайд 7

Дидактическая игра « В кругу с мячом » Цель : Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию. Оборудование: мяч. Ход : Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец : галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Слайд 8

Игра «Угадай, кто кричит » Цель . Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Ход игры : Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Методические указания . Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Слайд 9

Дидактическая игра «Сломанный телефон» Цель: Развивать фонематический слух детей, активизировать словарный запас. Ход игры : Дети встают в круг. Воспитатель шепотом говорит слово или фразу на ухо ребенку, а он следующему по кругу то, что услышит. Слова передаются пока не вернуться начинающему, который произносит что услышит вслух и сравнивает с начальным словом или фразой.

Слайд 10

Игра «Бабочка, лети !» Цель . Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа . Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Ход игры: Дети сидят на стульях . Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Слайд 11

Дидактическая игра «Доскажи словечко». Цель: Развивать фонематический слух, чувство ритма, умение раскладывать слова на слоги. Ход игры: Воспитатель говорит слог, который должен быть в конце слова столько раз, сколько слогов должно быть в искомом слове. Образец: то-то – пальто но-но – кино со-со-со - колесо

Слайд 12

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ . Игра «Где позвонили ?» Цель . Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Подготовительная работа . Взрослый готовит звоночек. Ход игры : Дети садятся в кружок . Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Слайд 13

Дидактическая игра «Телеграф» Цель . Обучение слоговому анализу слов. Ход игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а выбудете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трёхсложные слова ( ма -ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Слайд 14

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Игра «Чья птичка дальше улетит ?» Цель . Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха. Подготовительная работа . Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает. Ход игры : На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит. Методические указания . Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе.

Слайд 15

Дидактическая игра «Волшебное зеркало» Цель . Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Ход игры . Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит: Ну-ка , зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Слайд 16

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА . Игра «Громко — тихо » Цель . Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. Ход игры : Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Слайд 17

Дидактическая игра «Эхо» Цель . Развитие силы голоса и речевого дыхания. Ход игры . Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей тихо произносит слово или фразу другая тихо отзывается .

Слайд 18

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Игра «Угадай, что делать » Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Подготовительная работа . Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка. Ход игры : Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Методические указания . Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Слайд 19

Словесная игра «Веселые стихи» Цель данных рифмовок: провести коррекцию речи, а именно автоматизацию уже поставленных звуков, в доступной для детей форме – игре. Ход игры: Воспитатель читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши. Детвора, ( ра-ра-ра ) Всем пора. ( ра-ра-ра ) Все идут, ( ут-ут-ут ) поют. (ют-ют-ют) А сейчас (час-час-час) Только час. (час-час-час) Красота. (та-та-та) Чистота. (та-та-та) Мы пошли (ли-ли-ли) нашли. (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин) Мандарин. (ин-ин-ин) Хорошо ( шо-шо-шо ) смешно. (но-но-но) Мы пришли (ли-ли-ли) Принесли (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин ) Мандарин. (ин-ин-ин)

Слайд 20

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Угадай, кто идет » Цель . Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна. Подготовительная работа . Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Ход игры : Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Слайд 21

Дидактическая игра « Рифмы » Цель: Учить подбирать рифму, развивать фонематического слуха. Оборудование : карточки с изображениями продолжения фраз. Ход игры: Мы в рифмы играли – слова подбирали. Сейчас поиграем с тобой. Картинку покажем и слово подскажем- Какое возьмём мы с собой. Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка), Держу я рубашку, ты видишь…(букашку), Взяла я корзину, купил ты…(картину). Я вижу: на поле пасётся баран, А маленький мальчик несёт -…(барабан), С тростинкой по тропке ползёт муравей, А следом за ним летит…(воробей). Концерты на « Бис» даёт нам скрипач, Детей веселит в цирке …(Циркач), Весной прилетают с юга грачи, Детишек всех лечат наши…(врачи).

Слайд 22

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА. Игра «Дует ветер » Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса. Подготовительная работа . Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев. Ход игры : Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: « у-у-у » (тихо и длительно произносит звук у ). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: « у-у-у ...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Слайд 23

Дидактическая игра « Добрый слон » Цель : Развитие умения подбирать рифмы, фонематического слуха. Ход игры: Жил на свете добрый слон, Сочинял рассказы он. Книжки добрые писал, И друзьям их раздавал. В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не скучать. Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.), Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка), Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик ), Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка), Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка), Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет). Чтоб и нам не скучать, Будем рифмы подбирать. (Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Слайд 24

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА . Игра «Кто внимательный ?» Цель . Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха. Подготовительная работа . Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия. Ход ишры : Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину». Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего. Методические указания . Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

Слайд 25

Дидактическая игра « Мы играем – рифмы подбираем » Цель: Развитие умения подбирать рифмы, фонематического слуха, умения сопоставлять, подбирать картинки. Оборудование: набор карточек предметных картинок, сходных по звучанию. Ход игры: М артышка и кукушка, петушок и кошка Решили в рифмы поиграть с детворой немножко: Мартышка предложила: мишка,… ( далее дети выбирают картинки). Вторила кукушка: катушка,… Промурлыкала и кошка: ладошка,… Прокукарекал петушок: мешок,… . Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Слайд 26

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ . Игра «Чей пароход лучше гудит ?» Цель . Добиваться умения направлять воздушную струюпосередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Подготовительная работа . Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей. Ход игры : Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе. Методические указания . Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Слайд 27

Словесная игра «Рифмы-миниатюры» Цель: Развитие умения рифмовать, сопоставлять, мыслить. Ход игры: Воспитатель читает начало двустрочного стиха, а детям необходимо подобрать продолжение в рифму первой строчки. В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…( шишка). Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий…( шарик) . Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша). Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался -…(сом). В библиотеке взяли том, Зимой ребята лепят -…(ком). Очень любят мыши сыр, В хорошем сыре много -…(дыр).

Слайд 28

Ветер очень сильно дул, Стоял повсюду страшный …(гул). Живёт у фермера баран, В пустыне бегает -… (варан). Мама мыла чисто пол, Папа ждал: когда же …(гол). На палубу упала пачка, Потому, что была -…(качка). Пишет маме письмо дочка, В конце рассказа стоит -…(точка). Портной выбрал красный шёлк, Значит, знает в моде …(толк). В КВН играли сутки, Залу нравились все -…(шутки). На берегу лежала гайка, Рыбёшку утащила -…(чайка). Дымится в миске кашка, С чаем стоит -…(чашка). Было в сказке очень худо, Пока не появилось -…(чудо). Очень громко плачет мальчик- Он поранил стеклом …(пальчик). В огороде вырос лук, На грядке ползал майский … (жук). Было мишке мёду мало, Пчёлка показала …(жало). В малиннике медведь бурчал, Рядом с ним ручей …(журчал).

Слайд 29

Петрушки зелёной пучок Прожорливый съел …(жучок). Закричала громко баба- Испугала её -… (жаба ). В сказках очень любят пир, Всем на свете нужен …(мир). На стройке делают бетон, В метро потребуют -…( жетон). Купил модный Клим жилет, Приобрёл в театр …(билет). Жил на свете мальчик Жора, У него сестрёнка …(Лора). Всех хвастливей Таня-крошка, У неё на шляпе -… (брошка). Мечтал о звёздах старый барс. Хотел он улететь на …(Марс). Проиграл Серёжа фант, Девчонки повязали …(бант). Со стола упала банка, Теперь у Светы болит …(ранка). Дежурным Вася в классе был, Полы он тряпкой чисто …(мыл). Жил на свете старый пёс, Он исправно службу …(нёс). ).

Слайд 30

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА Игра «Кот и мыши » Цель . Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Подготовительная работа . Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения. Ход игры : Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят: «Тише, мыши. Тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись!» Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами. Методические указания . Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Слайд 31

Словесная игра « Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая…» Ц ель: развитие умения слушать, сопоставлять, рифмовать. Ход игры К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина». Примеры двустиший: Мы купили кошке , К празднику … (Бантик, сапожки) Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему … (Курточку, штанишки) Постираем мы сейчас, Нужно мыло, нужен … (Порошок, таз) У моей сестрички Длинные… (Косички, хвостики) На болотной кочке выросли… (Ягодки, грибочки) Побывали мы в лесу, Увидали там… (Медведя, лису) Села у окошечка , Серенькая… (Кошечка, собачка) У меня тяжелый груз, Я несу домой… (Яблоки, арбуз) Баю, баиньки , не плачь, Я куплю тебе… (Пирожок, калач) Подарили мишке , К Дню рожденья … (Машинку, книжки) Слезы льются у Оксанки, У нее сломались … (Лыжи, санки) Укусила кису муха, И болит у кисы … (Лапа, ухо)

Слайд 32

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА . Игра «Угадай, близко или далеко поезд » Цель . Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука. Подготовительная работа . Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда. Ход игры : Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу . Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.) Далее педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку. Методические указания . Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).

Слайд 33

Словесная игра «Четвертый лишний» Цель : Развитие внимания, логического речи, фонематического слуха. Ход игры И з четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных: Канава – канава – какао – канава Ком – ком – кот – ком Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок Будка – буква – будка – будка Винт – винт – бинт – винт Минута – монета – минута – минута Буфет – буфет – букет – буфет Дудка – будка – будка – будка

Слайд 34

Словесная игра «Четвертый лишний 2» Цель: развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать. Ход игры: И з каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3: Мак – так – бак – банан Сом – ком – индюк – дом Лимон – вагон – кот – бутон Мак – бак – веник – рак Совок – гном – венок – каток Пятка – ватка – лимон – кадка Ветка – диван – клетка – сетка Каток – дом – моток – поток

Слайд 35

Словесная игра «Рифма – помощница». Цель : Развитие умения подбирать отгадки к загадкам в соответствии с рифмой. Ход игры: Р ебёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь: Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ) На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ) Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ) По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ) Может плавать целый день, В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ) В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК) На себе везёт непрытко , Домик собственный … (УЛИТКА)

Слайд 36

Для ребят помладше: Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом) Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь) Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?... (петушок) Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф ) Для ребят постарше: Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка) Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней) Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (крапива) В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)

Слайд 37

Словесная игра «Рифма – обманщица .» Цель : развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять. Ход игры: Р ебёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое. Что хозяин говорит, Он спокойно повторит. Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай) Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя) Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот) На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)

Слайд 38

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна) Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка) Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин) В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь) Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка) На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух) В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк) Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин) По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел) Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь) По горной круче проходил обросший шерстью …крокодил (козёл) Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку …ёж (жираф) Под луною песню петь сел на веточку…медведь (соловей) Фрукты хоботом берёт толстокожий …бегемот (слон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов

Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи....