Обучение рассказыванию по картинкам "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
• упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
• учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Развивающие:
• развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
• развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
Воспитательные:
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.
Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска, мяч.
Ход НОД.
1. Настрой на работу.
- Вы сегодня умывались?
- Умывались, причесались.
- Вы покушали с утра?
- Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили?
- Это точно не забыли!
-А к работе вы готовы?
-Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
Менщикова М.
2. Инсценирование готовых литературных диалогов.
-На дворе – Весна-красна!
Чем Весна-красна ясна?
Солнцем жарким,
-Да!
-Светом ярким,
-Да!
-Клейкою почкой,
-Да!
-Первым листочком,
-Да!
-Небом ясным,
-Да!
-Солнцем красным,
-Да!
-Весна уже пришла,
Капель на улицах слышна:
-Кап - кап, кар - кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Выходят мальчик и девочка в веночке.
-Ты кто?
-Весна!
-Когда пришла?
-Когда солнце пригрело,
Снег весь съело,
Птицы прилетели,
Вы повеселели.
-Что с собою принесла?
-Светлые денечки,
На деревья почки,
Первые листочки,
На луга цветочки!
Менщикова М.
3. Введение в тему.
- О каком времени года мы сейчас с вами говорили?
- Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.
4. Составление картины – матрицы.
-Создавать картину будем с помощью загадок.
Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.
Встаёт рано, ложится поздно,
Светит ярко, греет жарко.
(солнце)
-Как весной светит солнце?
-Как оно греет?
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(снег)
-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка.
(ручей)
-Что делают ручейки весной?
-Какие ручейки?
-Что можно пускать весной в ручейках?
-Кто любит пускать кораблики?
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
(птица)
-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?
-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут.
(гнездо)
-Что делают птицы весной?
-Вот у нас и получилась картина.
- Какое настроение у вас вызывает эта картина?
- Как называется наша картина?
5. Примерный рассказ воспитателя.
-Послушайте, какой рассказ по этой картине
составила я.
Наступила весна. Ярко светит
солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели
с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают
птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо
весной!
6. Рассказы детей.
- Кто желает составить свой рассказ по картине?
Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
7. Физкультурная минутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!
8. Игра с мячом «У кого кто».
-Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов.
-А какие изменения весной происходят у диких животных?
-У всех лесных зверей весной появляются детеныши.
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных.
Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей.
У лисицы – лисята.
У волчицы – волчата.
У зайчихи – зайчата.
У ежихи – ежата.
У белки – бельчата.
У бобрихи – бобрята.
У лосихи – лосята.
У мыши – мышата.
У рыси – рысята.
У соболихи – соболята.
У бурундучихи – бурундучата.
У оленухи – оленята.
У медведицы – медвежата.
9. Игра «Мама и детеныш».
-Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.
10. Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили? Что делали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше понравилось?
11. Игровое упражнение «Рисунок на спине».
Дети встают в круг друг за другом.
- Сейчас мы нарисуем нашу картину на спине того, кто стоит впереди вас.
Воспитатель описывает сюжет картины, дети пальчиком «рисуют» на спине впередистоящего ребенка.
12. Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!»
Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!». Убирают кулачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для педагогов. В материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.
Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей и родителей старших дошкольников....
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...
Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.
quot;Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...