Методическая разработка НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юлия Николаевна Лебедюк

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста.

"Золотая осень". 

Используемые технологии:

  • игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  мнемотехника.

Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе осенью, об осенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ об осени, о природе осенью, об осенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 2

Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                           

Конспект  непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области речевое развитие

для детей старшего дошкольного возраста

 «Золотая осень»

                                                             Составитель: воспитатель
                                                             Лебедюк Юлия Николаевна

Используемые технологии:

  • игровая;
  • здоровьесберегающая;
  •  мнемотехника.

Санкт-Петербург

2017 год

НОД: Золотая осень

Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по осенней тематике.

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе осенью, об осенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ об осени, о природе осенью, об осенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы на осеннюю тематику, беседы,  рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение  игр с осенней тематикой, рисование и аппликация осенних пейзажей.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки,  мнемотаблица.


Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-  физическое развитие.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред НОД.
Воспитатель подзывает детей.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся

- Давайте пригласим нашего друга Буратино, чтобы он тоже поздоровался с нашими гостями.


Дети играют в группе.

Дети здороваются.

Дети обнаруживают, что Буратино пропал, а на месте, где он был, обнаруживают коробку.

Мотивация (игровая ситуация)
Воспитатель показывает детям коробку.

- Даже не знаю, что за коробка, что в ней может быть?
- Ребята, а как вы думаете, что в этой коробке?

Открываем коробку, находим в ней записку, читаем:
«Я – Карабас Барабас, злой директор кукольного театра. Вчера поздно вечером я встретил Буратино на улице одного. Я позвал его выпить со мной чаю с вкусными конфетами. Он согласился. Ха-ха-ха. А теперь я его не отпущу, пока вы не выполните все мои задания».  




Рассуждения и предположения детей.



Выявление проблемы.
- Как вы думаете, почему такое могло произойти с Буратино? Почему он оказался в беде?
- Ребята, что будем делать?

Я согласна с вами, друзей нельзя бросать в беде.


Дети высказывают свои предположения.
Дети рассуждают, как Буратино мог оказаться в беде.

Утверждают, что друзей нельзя бросать в беде.

Целеполагание.
- Как мы можем помочь нашему другу?

Предположения детей (можно поискать, выполнить задания и т.д.)

Планирование будущей деятельности.
Воспитатель предлагает подумать и решить, будем ли мы выполнять задания.  – А о каких заданиях идет речь?
Дети заглядывают в коробку и вытаскивают конверт, вскрывают конверт с заданиями и с помощью воспитателя читают:
«Задания выполняйте по порядковому счету и двигайтесь по стрелкам, которые я  нарисовал. Первое задание находится там, где вы читаете книги».


Дети рассуждают,  доказывают о

необходимости помочь другу.

Реализация плана.
Воспитатель помогает найти конверт в книжном уголке.
Задание 1.
Воспитатель помогает прочитать записку.
«Отгадайте ребус, если отгадаете, поймете, о чем будут все мои задания»

- Ребята, мы любим ребусы разгадывать?

- Ну, тогда давайте разбираться, что здесь за загадка?
- Давайте подумаем, когда мы с вами можем увидеть золотые листья?
- Значит, что говорит этот ребус, осень, какая?
- А почему ее называют «Золотая осень»?





- Мы с вами молодцы справились с заданием.

(Далее двигаются по стрелкам)

Задание 2.

Воспитатель помогает прочитать записку.
«Расставьте  эти картины по порядку».


-  Ребята, о каком порядке здесь идет речь? Вы что - то понимаете?
- Давайте разберемся, что изображено на этих картинах?
- А  когда листья на деревьях становятся сначала зелеными, потом желтыми, красными, а потом их почти нет?
- Тогда давайте расставим по порядку осенние периоды.
- Почему вы решили расставить картины именно в этом порядке?











- Как вы думаете, справились ли мы с заданием, можем двигаться дальше?


Задание 3.

Воспитатель помогает читать записку.
«Разбейтесь на пары и подберите к этим картинкам как можно больше слов, обозначающих действия».

- Ребята, а что на них изображено?

- К чему можно отнести все эти картинки?

- А о каких же действиях говорится в записке?

- А давайте выберем себе по картинке и расскажем о ней?








Ну что, мы все выполнили, можем искать следующее задание?

Задание 4.

«Проведите физкультминутку»





Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Далее двигаются по стрелкам)

Задание 5.



Воспитатель помогает читать записку.
«Что обозначают эти слова».
- Ребята, давайте рассмотрим внимательно картинки и прочитаем, что написано.

- Что же могут обозначать эти надписи?
- Ребята, а где мы можем об этом узнать?

- Давайте спросим у наших гостей, может они знают?

- Я вспомнила, я в книге тоже об этом читала, что в старину так назывались осенние месяцы.
- Как вы думаете, почему сентябрь назывался рябинником?

- Октябрь - листопадник?

- Ноябрь- зимник?

- Видите, как мы все вместе справились с заданием. Пойдемте искать следующее?

Задание 6.

Воспитатель помогает прочитать:
«Составьте рассказ об осени по мнемотаблице»


- Ребята, как вы думаете, справимся с этим заданием?
- Возьмите мнемотаблицу, она поможет вам составить рассказ.


Последняя стрелка указывает на мешок.

- Ребята, что же в нем может быть?
- Давайте его развяжем и посмотрим, что в нем?

Воспитатель помогает прочитать записку: «Ребята, вы доказали, что вы настоящие друзья Буратино. Вы помогли ему выбраться из трудной ситуации. Я дарю вам книгу «Правила безопасного поведения»,  чтобы вы не попадали в такое опасное положение».



Дети вскрывают конверт, находят в нем записку и ребус.










Рассуждения, доказательства детей:
Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.






Дети находят конверт и  вскрывают, достают из него репродукции картин записку.












Потому что на первой картине изображена ранняя осень. Небо серое, покрытое облаками. На дороге грязь и лужи. Но листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна.
На второй - золотая осень, деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце.
На третьей - поздняя осень: на деревьях почти нет листьев, трава засохла, серое небо.




Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку и картинки.




(листья, дождь, птицы, животные).

К осенним признакам.

Дети рассуждают, что листья желтеют, дождь идет и т. д.

Дети выбирают себе по картинке и рассказывают:

Листья осенью краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают и т.д.

Дождь осенью моросит, идет, льет, заливает, стучит по крыше и т.д.

Птицы осенью собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются и т.д.

Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.


Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку.


Дети выбирают ведущего и проводят самостоятельно физкультминутку

 «Осенний вальс»

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.





Дети находят и вскрывают конверт. Находят в нем записку, три подписанные картинки.


Дети рассматривают картинки, с помощью воспитателя читают надписи: раябинник, листопадник, зимник.
Дети рассуждают, предполагают.
Предположения детей (в Интернете, в энциклопедиях, спросить у взрослых)

Дети просят помощи у гостей.




Дети высказывают свои предположения (потому что в это время созревает рябина).
(потому что опадают листья).

(становится холодно, как зимой).






Дети находят конверт.


Дети предполагают.

Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

Рассуждения детей.
Дети развязывают мешок и находят в нем Буратино, записку, книгу «Правила безопасного поведения» и подарки.

Оценка и рефлексия
Воспитатель подводит детей к  активному обсуждению:

Что мы с вами сегодня делали?

Для чего мы это делали?

Кому помогли?

Что получилось, а что не получилось?

Что узнали нового?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?


Дети вспоминают, чем занимались, для чего они все это делали, кому помогли, перечисляют, какие задания выполняли, что узнали нового и т.д.

Дети перечисляют,  что они делали. Рассуждают, доказывают что получилось,  и почему?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию детей "Возвращение Снегурочки".

В разработке представлены разнообразные приемы, направленные на закрепление знаний дошкольников о признаках зимы, о русских народных сказках; показана работа по развитию коммуникативных и математическ...

Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и ДЦП  старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

Методические разработки театрализованных праздников с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Торжественное открытие малых зимних олимпийских игр" "Торжественное закрытие олимпийских игр"

Главная цель этих мероприятий – доставить огромную   радость   детям, приобщить  их  к  традициям  большого  спорта, вызвать  интерес и желание включиться в обр...

Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "

Разработка исследовательского проекта  детьми старшего дошкольного возрата...

Методическая разработка Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по художественно – эстетическому развитию Тема: аппликация «Воздушный шар»

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»Ø Упражнять в работе с ножницами; в вырезывании частей симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое; срезании углов у фигур.Ø...

Методическая разработка развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Осень наступила"

 Тематическое занятие в старшей группе по развитию речи направлено на расширение словарного запаса детей и его активизирование, на закрепление навыков составления простого предложения, на ...