Конспект занятия "Поговорим о сказках"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пояснительная записка

 

Данное занятие направленно на совершенствования развития речи и умственной активности детей дошкольного возраста с использованием элементов театрализации.

Театральная игра - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. 

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:

  • развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
  • воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya_2.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Поговорим о сказках»

Возрастная группа: старшая группа

 Цель:  сформировать у детей старшего дошкольного возраста умения воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жесты, движение, интонацию, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Образовательные: 

  • Формировать у детей умение вести диалог, давать полные ответы, использовать в речи эпитеты, характеризующие героев сказки. Закрепить новые для произношения слова.

Развивающие:

  • Формировать внимание, мышление, воображение, память.
  • Развивать слуховое восприятие, мелкую и крупную моторику, связную речь.

Воспитательные: 

  • Воспитывать организованность,  доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Создание среды для организации и проведения занятия: атрибуты к сказкам, коробочки со сказками (волшебными, бытовыми и со сказками о животных), волшебная палочка, декорации для драматизации сказки.

Формы организации совместной образовательной деятельности:

  • Двигательная (логоритмическая гимнастика)
  • Игровая (игры с правилами).
  • Коммуникативная (ситуационная задача).
  • Трудовая (совместные действия).

Риски:

  • поведение детей на занятии (умение слушать педагога и сверстников);
  • умение детей раскрепоститься при наличии посторонних людей на занятии и перевоплотиться в планируемых персонажей.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие умственной активности детей.
  • Интеллектуальные: закреплять умение организованно выполнять задания.
  • Речевые умения: правильное проговаривание трудно произносимых для детей звуков и слов; правильное построение предложения при ответе на вопросы педагога (полный ответ).

Критерии оценки деятельности детей в занятии:

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность.
  6. Самооценка.

Содержание занятия

Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Воспитатель: Ребята, поприветствуйте гостей. Поприветствуйте друг друга. Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись.

Логоритмическая гимнастика

Жили котик (пальцы растопырить) с петушком (показать крылья)

У лесной опушки (показать крышу)

Но однажды лисонька (показать хвост)

Подкралась к избушке (показать крышу)

Утащила петушка (показать обхват)

За высоки горы (потянуться на носках)

Утащила петушка (показать обхват)

В свою лисью нору (присесть, спрятать голову)

Смелый котик в лес пошел (ходьба на месте)

И нору лисы нашел (присесть, заглянуть в нору)

Умный котик спас дружка (погладить по голове)

Петю-Петю-петушка (показать гребешок)

Живут котик (пальцы растопырить) с петушком (показать крылья)

У лесной опушки (показать крышу)

И теперь уже лиса (показать хвостик)

Не ходит к их избушке (показать крышу).

Воспитатель: Ребята, что мы с вами показали?

Дети: Мы показали сказку.

Основная часть:

Дидактические игры.

Беседа с детьми о сказках.

Воспитатель: А, что такое сказка? (фантазия, выдумка)

- На какие две группы делятся сказки? (авторские, народные)

- Как вы понимаете, авторские сказки.?( сказки которые написал автор, детский писатель).

- А, что значит народный сказки? (сказки сочиненные народом)

- Каких авторов вы знаете и что они написали?

Дети:

  • А.С.Пушкин-«Золотая рыбка», «У лукоморья дыб зеленый»;
  • К.Чуковский-«Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
  • П.Бажов-«Серебряное копытце»;
  • В.Катаев-«Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»;
  • Н.Носов-«Приключение Незнайки и его друзей»;
  • Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Э.Успенский-«Крокодил Гена и его друзья».

Воспитатель: Молодцы ребята. А скажите мне на какие виды делятся русские народные сказки? (волшебные, бытовые и сказки о животных).

-У меня три коробки. В одной живут волшебные сказки, во второй бытовые, в третей сказки о животных. Я вас разделю вас на три группы, одной группе надо собрать картинки с волшебными сказками, второй картинки с бытовыми сказками и третей группе картинки со сказками о животных.(дети выполняют).

-Сейчас мы проверим, правильно ли выполнили задание?(воспитатель показывает картинки из данных коробок, дети называют сказку и уточняют к какому виду относится).

-Молодцы ребята. А скажите мне на какие три части делится сказка?(зачин, основная часть, концовка).

-А как обычно начинается сказка?(жили были)

-А как заканчивается?(и жили они долго и счастливо).

Воспитатель: Ребята, в сказках происходит волшебство?(да) И у меня есть волшебная палочка, мы с вами поиграем в игру «Перевоплощения».

-Палочка волшебная службу сослужи, нашу … в лисичку(мышку, зайца, волка, медведя) преврати(ребенку надевается атрибут и он изображает поводки животного и рассказывает о нем).

-Палочка волшебная службу сослужи нашу лисичку в … преврати (снимается атрибут).

Последнее превращение в лягушку, волшебная палочка потеряла силу и чтобы она зарядилась волшебством надо показать сказку.

Дети показывают сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Воспитатель: Проверим зарядилась наша палочка волшебством.

-Палочка волшебная службу сослужи, нашу лягушку в … преврати(снимается атрибут).

-Молодцы ребята, хорошо поработали и вас необходимо отблагодарить.

Воспитатель колдует волшебной палочкой. «Палочка волшебная службу сослужи, наших ребят за их труды угости»(достает угощения).

Заключительная часть:

Сюрпризный момент.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.                                                            

Воспитатель:

-Молодцы ребята, хорошо поработали и вас необходимо отблагодарить.

Воспитатель колдует волшебной палочкой. «Палочка волшебная службу сослужи, наших ребят за их труды угости» (достает угощения).

-Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?(ответы детей).

-Спасибо вам ребята, а нам пора возвращаться в группу. « Палочка волшебная  службу сослужи всех детей обратно в группу отведи.

Длительность занятия: 30минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...