Родительское собрание " Развитие фонематического слуха у дошкольников"
материал по развитию речи

Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми способами развития фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_fonematicheskiy_sluh.docx636.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проведено: 24.03.21г

Присутствовали:11 родителей

Тема собрания «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми способами развития фонематического слуха у детей. 

Задачи: Познакомить родителей с понятием «фонематический слух». Какими играми можно развивать фонематический слух

Организационный момент

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Очень часто можно слышать от родителей – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах. Виновником подобных нарушений может быть недостаточно развитый фонематический слух. И какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма.

Что же такое фонематический слух? Фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ. Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «А»:л,р,м,а,ч,р,а; лы-ра-ши-ка-ра; наш,рот, арбуз,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» - в конце слышим звук П.)

Игра «Назови картинки»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.  Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача –учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя девочке (мальчику) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, Шапка –Ш, БАНКА -Б.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове(начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать   и такой прием: ладошку прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

Несложные игры позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу и избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений.  Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школеC:\Users\Анна\Desktop\24.03.21 родительское собрание компенсирующая группа старшая\родительское собрание наркиза хисамовна\IMG_9110.JPG

C:\Users\Анна\Desktop\24.03.21 родительское собрание компенсирующая группа старшая\родительское собрание наркиза хисамовна\IMG_9100.JPG

C:\Users\Анна\Desktop\IMG_9190.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...

Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.

Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...