Буклет "Игры для развития дыхания"
консультация по развитию речи

Бухтиярова Светлана Александровна

Роль семьи в воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования.

Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…  Вам  хочется,  чтобы  он  учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. 

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

Игра - это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть.

Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  

Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

  • «Что бывает?». 

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

  • «Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… 

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

  • «Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

  • «Посчитай».

Считаем всё, что  можно посчитать.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   

Можно добавить прилагательное.

Одно красное яблоко, два красных яблока…Пять красных яблок   и т.д.

  • «Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

  • «Подбери слово»

Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме.

«Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

  • «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково.

Ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д. 

В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

  • «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

«Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, «Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат». (Помидор)

  • «Назови, какой…».

Образование прилагательных. 

Сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

  • «Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

  • «Подбери слово».

Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

  • «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

  • «Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям.

Рекомендации родителям

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи.. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Роль семьи

в воспитании речи детей

Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Подготовила

 воспитатель:

 С.А. Бухтиярова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ...

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ,  ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...