Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
восстановлению носового дыхания при его нарушении.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:
Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.
После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Все упражнения выполнять в игровой форме.
Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.
Дыхательные упражнения делятся на:
игры вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
- упражнения с проговариванием звуков.
Упражнения, которые можно использовать для развития физиологического и речевого дыхания
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. | |||
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. | |||
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз. | |||
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза. |
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону. | ||
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза. | ||
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с) | ||
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. | ||
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». | ||
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю | ||
МБДОУ – детский сад № 370
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ, ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...
Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.
Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...
Буклет "Развитие дыхания, как средство развития речи"
"Развитие дыхания, как средство развития речи"...
«Формирование правильного дыхания – эффективное средство развития речи дошкольников»
Консультация по развитию речи дошкольников «Формирование правильного дыхания – эффективное средство развития речи дошкольников»...
ТРЕНАЖЁРЫ ДЛЯ ДЫХАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать пла...
Буклет "Обучение пересказу как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Буклет содержит в себе информацию о методике развития навыка пересказа у детей дошкольного возраста....
Буклет "Речевое дыхание ребенка с нарушением речи. Почему оно должно быть правильным?"
Речевое дыхание - важный компонент коррекционной работы учителя-логопеда. Чтобы ребенок научился произносить верно тот или иной звук, чаще всего, вначале нужно научить ребенка парвильно дышать, т.е. д...