Проект "Сказки А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Оленева Нина Николаевна

Приобщениевоспитанников детского сада к русской литературе через знакомство с творчеством А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_pushkina.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Сказки А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…»

Актуальность.

Современные дети знают героев иностранных мультфильмов Человека-Паука, Гарри Поттера, Черепашек-ниндзя и многих других. И в то же время, затрудняются назвать героев русских сказок. Я решила, что хорошим способом приобщить детей к русской литературе, станет знакомство со сказками А.С. Пушкина. Ведь сказки А.С. Пушкина доступны пониманию детей, т.к. написаны в стихах. Герои сказок необычны, но ребенок может легко себе представить и Золотую рыбку, и Белочку, и Царевну- Лебедь, так красочно и точно описал их Пушкин. Сказки А.С. Пушкина развивают воображение, творчество, учат доброте и справедливости. И самое главное - они надолго остаются в памяти детей.

Цель:

Приобщение воспитанников к русской литературе через знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

 Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.

Формировать умение понимать главную идею произведения.

 Учить правильно оценивать поступки героев.

 Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

 Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование:

Иллюстрированные сказки А.С. Пушкина,

Репродукции картин О.Д. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина», Н.К. Рериха «Заморские гости»

Презентация «Детство Александра Пушкина»

Мультфильмы по сказкам Пушкина

Пазлы по иллюстрациям к сказкам Пушкина

Планируемые результаты:

Совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.

Заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.

Повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.

Реализация проекта осуществлялась через игровую и тематическую образовательную деятельность, а также дидактические, настольные игры, викторину, чтение художественных произведений. Рассматривали различные проблемные ситуации из сказок Пушкина, что позволило детям самостоятельно сделать вывод, о добре и зле, жадности и зависти, позволило понять ценность взаимопомощи и дружбы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Подбор методического, художественного, иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  • Подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина;
  • Оформление презентаций по биографии автора, викторины по сказкам и интегрированного НОД по сказкам Пушкина.
  • Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
  • Привлечение родителей к сбору библиотеки сказок А. С. Пушкина и реквизитов к сюжетным играм (детали костюмов богатырей, мечи, щиты, кокошники и т.д.)
  • Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
  • Оценка предметно – развивающей среды и условий для проведения проекта;
  • Пополнение реквизита для сюжетно-ролевых игр по мотивам сказок Пушкина.
  • Изготовление дидактических игр «Какой предмет лишний?», «Собери героя по сказке Пушкина», «Какой сказочный герой лишний?»

Основной этап.

  • Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и его работнике Балде».
  • Заучивание наизусть отрывков из сказок Пушкина «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер, ты могуч…», «Ель растет перед дворцом…», «Море вздуется бурливо…».
  • Использование в НОД инновационной технологии Синквейн для составления рассказов о героях сказок Пушкина.
  • Игры-драматизации по сказкам: “У самого синего моря”, “Свет мой, зеркальце, скажи”, “В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря”, “Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?”, «Три девицы под окном».
  • Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку...”.
  • НОД по художественно-эстетическому развитию: рисование «Иллюстрируем сказки Пушкина», объемная аппликация «Золотая рыбка» и «Царевна-Лебедь», обрывная аппликация «Герои сказок Пушкина».
  • Оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина.
  • Слушание музыкальных произведений: «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь».
  • Просмотр мультфильмов по сказкам Пушкина.
  • Беседы «Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина».
  • Разгадывание загадок о героях сказок Пушкина.
  • Интерактивная технология «Хоровод» «Назови героев сказок Пушкина», «Сосчитай богатырей, орешки, рыбок…».
  • Интерактивная технология «Цепочка»: Пересказ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с опорой на мнемотаблицу.
  • Интерактивная технология «Карусель»: «Сказочный герой- название сказки».
  • Консультация для родителей «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?», «А.С. Пушкин – известный и неизвестный».
  • Домашнее задание «Заучивание отрывков из сказок Пушкина».

Заключительный этап.

  • Викторина по сказкам Пушкина с использованием презентации.
  • Интегрированная НОД по сказкам Пушкина с использованием мультимедийной презентации.

Результаты реализации проекта:

  • Дети расширили познания о Пушкине, его сказках, о героях и сюжетах, повысился интерес к книгам с произведениями писателя.
  • Дети умеют отображать свои впечатления о героях сказок с помощью рисунков цветными карандашами или красками.
  • Был пополнен книжный центр произведениями Пушкина и собрана информация о Пушкине при участии родителей воспитанников.
  • Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей интереса к русской литературе.

Используемая литература

  1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
  8. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
  9. Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-znakomstvo-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tvorchestvom-a-s-pushkina.html

https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-znakomstvo-detey-s-tvorchestvom-as-pushkina-chto-za-prelest-eti-skazki-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-v-3908426.html

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрального фестиваля по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..."

Сценарий рекомендован педагогам для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Приобщение старших дошкольников к творчеству А.С. Пушкина "Там, на неведомых дорожках"

Методическая разработка содержит информацию о значении творчества А.С. Пушкина для развития детей дошкольного возраста, примеры конспектов образовательной работы в данном напрвлении...

Конкурс чтецов по сказкам А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках»

- расширить, уточнить и активизировать словарь, а также  обобщить знания детей об окружающем в рамках лексической темы «Времена года »; обогащать экспрессивную речь сложными словами, ...

Досуг по сказкам А.С.Пушкина "Там, на неведомых дорожках..."

Задачи:1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержаниисказок А.С.Пушкина;3.Развивать речь, образное мышление, память;4.Воспи...

Сценарий квест - игры по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках..."

Цель: систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры- квеста; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в команде....