ООД с детьми шестого года жизни "Путешествие в страну воздушных шаров"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вайс Елена Анатольевна

Цель: Закрепить родовидовые понятия о транспорте, обогащать словарь по лексической теме «Транспорт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vays_otkrytoe_mart.docx55.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение  «Излучинская ОНШ».

Конспект

 организованной образовательной деятельности по развитию речи

 с воспитанниками шестого года жизни дошкольной группы №13

 по формированию родовых и видовых понятий 

на тему:

 «Путешествие по стране воздушных шаров»

Подготовила

воспитатель 1 квалификационной категории:

Вайс Елена Анатольевна

Излучинск,2020

Цель: Закрепить родовидовые понятия о транспорте, обогащать словарь по лексической теме «Транспорт».

Задачи:

 Образовательные:

- формировать обобщающее родовое понятие «транспорт»- наземный, воздушный, водный по сходным существенным признакам (по видам);

- уточнить и активизировать качественный и предметный словарь по лексической теме «Транспорт»

Развивающие:

-развивать умение соотносить видовые и родовые понятия, по делению предметов на подгруппы по разным признакам.

 Воспитательные:

- поощрять речевую активность, наблюдательность, дисциплинированность, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Словарная работа: транспорт, воздушный, водный, наземный, машинист, вагоновожатый, капитан корабля, пилот.

Материалы и пособия: игрушка-поросенок, магнитная доска, презентация, карта – схема, фото а4 с изображением: самолета, лайнера, пассажирского поезда, трамвая, автобуса; портреты поросенка Фунтика (растерянного и веселого),  шары из картона, разрезные картинки транспорта в конвертах,  воздушные шары.

Методы

Словесные: указания, пояснения, обобщение, показ способов словообразования, поощрения.

Наглядные: демонстрация транспортных средств, картинки, ИКТ        

Игровые: сюрпризный момент, загадывание и разгадывание загадок.

Практические: словесные, дидактические  игры, игра: «четвертый лишний».

Предварительная работа: наблюдение за транспортом; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», картинок с изображением транспортных средств; беседа, загадывание загадок, дидактическая игра: «Четвертый лишний», «Едем, летим, плывем», «Кто чем управляет?», «Собери из частей».

Формы работы с детьми: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Предполагаемый результат: различают виды транспорта, уважают труд людей, связанных с транспортом; способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят на ковре в центре группы.

1часть-организационная

Сюрпризный момент: Приход поросенка Фунтика (игрушка)
Фунтик: - Здравствуйте, ребята, я  много путешествую, даю представления и радую ребят. Мне подарили целых 10 воздушных шаров, но подул ветер и все шары разлетелись. Я долго их искал, но узнал, что они находятся в стране воздушных шаров. Я прошу у вас помощи.
Воспитатель: Ребята, поможем Фунтику? Сегодня нам предстоит отправиться в страну воздушных шаров, чтобы найти шарики и вернуть их Фунтику.

Возьмитесь за руки, произнесите волшебные слова.

За воздушными шарами
Отправляемся мы в путь
Вместе с нашими друзьями,
Шары Фунтику вернуть.
(Садятся на стульчики)

2часть-основная

Воспитатель: Мы не просто отправимся на поиски шариков, а будем путешествовать на разном транспорте. Слушайте первую загадку.

Вот стальная птица в небеса стремится,
А ведет ее пилот. Что за птица?
Дети:
 самолет (картинка)

Воспитатель: Какой вид транспорта самолет? Опишите, пожалуйста, самолет.

Дети: Большой, летающий, железный, перевозит людей-пассажиров и грузы (описание по схеме):

Цвет. (Какого цвета транспорт?)

Контур, знак вопроса. (Из какого материала он сделан?)

Части машины. (Назови детали транспорта.)

Человек. (Пассажирский транспорт.)

Мешок. (Грузовой транспорт.)

Небо, дорога, вода, буква «М». (Воздушный, водный, наземный, подземный).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы нашли первый шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске)
Продолжаем наше путешествие.

Следующая загадка: По волнам дворец плывет, на себе людей везет.
Дети: Корабль, пароход (картинка)

Воспитатель: Какой это вид транспорта? Кто управляет кораблем? Как называются помещения на корабле?

Дети: Это водный транспорт. Кораблем управляет капитан. На корабле есть помещения: рубка капитана, каюты.

Воспитатель: молодцы, ребята. Мы нашли второй шарик для Фунтика (размещаем на магнитной доске).

Мы продолжаем наше путешествие. Очередная загадка.

Еду в нем на верхней полке
   К морю, солнышку, на юг.
   А колеса без умолку тук, тук, тук.
Дети:
 поезд (картинка)

Воспитатель: Какой это вид транспорта? Кто управляет поездом? Как называются помещения в поезде?

Дети: Это наземный транспорт, поездом управляет машинист (он управляет локомотивом). В поезде есть помещения: вагоны, купе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот вам третий шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Ребята, вы хорошо справляетесь с заданиями, вот вам следующая загадка.

— Отвезу, куда хотите,

Только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я… (Автобус!) (картинка)

Воспитатель: Какой это вид транспорта? Кто управляет автобусом? Как называется помещение в автобусе?

Дети: Это наземный транспорт, автобусом управляет шофер (водитель), помещение в автобусе называется салон.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот вам четвертый шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Устали, ребята? Давайте немного отдохнем и подвигаемся.

Физминутка  «Поезд».

Мы в вагончиках сидим

(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

(повороты головы вправо, влево)

Весело глядим.

Едет, едет паровоз -

(притопывают, делая круговые движения

согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

А колёсики стучат - так – так – так, так – так – так!

(хлопают ладонями по коленям)

Будто с нами говоря, так – так – так, так – так – так!

(стучат кулаками по коленям)

Громко подаём гудок:

(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Подъезжает паровоз -

(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)

Ду – ду – ду, ду – ду – ду!

Ребятишек он привёз!

Воспитатель: Ребята, Фунтик вам очень благодарен. Сколько шариков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли 4 шарика.

Воспитатель: Нам предстоит выполнить еще несколько заданий, чтобы помочь Фунтику.

Мы с вами назвали самолет, автобус, поезд, корабль. А как их можно назвать одним словом?
Дети: Транспорт.

Воспитатель: Транспорт, который едет по земле называется наземным. Какой еще наземный транспорт вы знаете?

Дети: автомобиль, машина, троллейбус, мотоцикл, велосипед, трамвай.

Воспитатель: Опишите трамвай (картинка). Какой он? (Работа по схеме):

Цвет. (Какого цвета транспорт?)

Контур, знак вопроса. (Из какого материала он сделан?)

Части машины. (Назови детали транспорта.)

Человек. (Пассажирский транспорт.)

Мешок. (Грузовой транспорт.)

Небо, дорога, вода, буква «М». (Воздушный, водный, наземный, подземный).

Дети: большой, едет, как поезд, по рельсам, перевозит пассажиров

Воспитатель: молодцы, ребята. Вот вам пятый шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Путешествие продолжается.

Воспитатель: назовите транспорт, который едет по воде.
Какой водный транспорт вы еще знаете? Почему он так называется?

Дети: Корабль, пароход, паром, яхта, лодка, катер.

Воспитатель: Назовите транспорт, который летает в воздухе. Почему он так называется?
Какие еще виды воздушного транспорта вы знаете?

Дети: вертолет, ракета, самолет, воздушный шар.

Воспитатель: молодцы, ребята, знаете виды транспорта. Вот вам шестой шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Физминутка.
Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)
Появился самолет (полетели)
Мах крылом туда, сюда (наклоны вправо, влево)
Делай раз и делай два (повороты)
Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)
Опустили руки вниз
И на место все садись.

Воспитатель:

 Отдохнули немного, теперь давайте поиграем.
Игра «Скажи какой?»

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

 Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Самолет –какой?
Самолеты –какие?
Велосипед –какой?
Машина –какая?
Лодка –какая?
Лодки –какие?

Дети: Быстрые, пассажирские.
Двухколесный.
Легковая.
Подводная, моторная.
Подводные, моторные.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот вам седьмой шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

А теперь поиграем в игру «4 лишний» (презентация).

Ребята, сегодня мы путешествуем по стране воздушных шаров на различном транспорте. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы разбираетесь в  видах транспорта.

1 слайд: самолет, автобус, воздушный шар, вертолет.

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: лишний автобус, потому что автобус – это наземный вид транспорта, а самолет, воздушный шар и вертолет – воздушный.

2 слайд: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, гоночный автомобиль, дельтаплан.

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему? 

Дети: лишний дельтаплан, потому что это воздушный транспорт, а остальные машины – это наземный транспорт.

3 слайд: водный мотоцикл, паром, велосипед, лайнер. 

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: лишний велосипед, потому что это наземный транспорт, а остальной транспорт – водный.

4 слайд: фура, бензовоз, такси, самосвал.

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: здесь лишнее – такси, потому что это пассажирский специальный транспорт, а остальные машины – грузовой специальный транспорт.

5 слайд: вертолет перевозит груз, пассажиры заходят по трапу в самолет, В самолет грузят большую машину, в самолет грузят вертолет.

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: лишняя картинка, на которой люди (пассажиры) заходят в самолет, потому что это пассажирский воздушный транспорт, а другие картинки изображают грузовой воздушный транспорт.

6 слайд: лайнер, водное такси, грузовой корабль, речной трамвайчик.

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: на этом слайде лишний – грузовой корабль, потому что остальной транспорт – это пассажирский водный транспорт, он перевозит людей по воде.

7 слайд: полицейская грузовая машина, полицейский мотоцикл, полицейские катера, полицейская машина на гусеницах. 

Воспитатель: что лишнее на этом слайде? Почему?

Дети: на этом слайде лишние водные катера, потому что это водный специальный транспорт, а остальные полицейские машины – это наземный специальный транспорт.

Воспитатель: Ребята, вы замечательно знаете виды транспорта! Вот вам восьмой шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Воспитатель: следующая игра: «Кто чем управляет?»
Автомобилем-
Автобусом-
Кораблем-
Самолетом-
Мотоциклом-
Трамваем-
Поездом-
Дети: водитель, шофер, капитан, пилот, летчик, мотоциклист, вагоновожатый, машинист.

Воспитатель: Вот вам девятый шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Воспитатель: Следующая игра «Собери картинку».

Ребята, у меня на тарелочке лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Сейчас вы подойдете ко мне и возьмете фигуру, которая вам понравится (дети разбирают фигуры). С помощью геометрических фигур мы с вами разбились на 3 команды. Обратите внимание: на столах лежат конверты, на которых изображены геометрические фигуры. Подойдите к тому столу, на конверте которого изображена «ваша» геометрическая фигура. Откройте конверт. Там лежат разрезанные картинки. Еще на столах лежат перевернутые картинки (образцы). Вам нужно собрать картинки по образцу.

Дети собирают разрезанные картинки разного вида транспорта.

Вот вам десятый шарик (вручение шара), (размещаем на магнитной доске).

Вот мы и собрали все шарики Фунтика, что мы с ними сделаем?

(отдают шарики Фунтику, Фунтик благодарит)

3часть - заключительная:

Рефлексия:

Воспитатель: Ну, вот, ребята и закончилось наше путешествие.

 Что нового вы узнали сегодня? Что такое транспорт?
 Какие виды транспорта вы знаете?
 Какой воздушный транспорт вы знаете?
 Почему его называют воздушным?
 Почему воздушный транспорт самый удобный для перевозки людей и грузов?
 Какой наземный транспорт вы знаете?
 Почему он называется наземным?
 На какие виды транспорта еще можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, железнодорожный, специальный)
 Какой водный транспорт вы знаете?
Почему он называется водным?
На какие виды транспорта можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, подводный.)

Какое задание показалось вам самым интересным?

Какое задание вам показалось самым сложным?

А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Нашли Фунтику все шарики.

Фунтик очень добрый поросенок. Он решил вас порадовать и подарить все свои шарики вам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок" (Образовательная область «Познание»)

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми шестого года жизни "В стране сказок"...

Конспект занятия в средней группе "В стране воздушных шаров"

Игры с воздушными шарами всегда очень нравятся детям. А мы попробовали из воздушных шаров создать персонажей сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"...

Мастер-класс "Путешествие в страну воздушных шаров"

Повышение профессионального мастерства педагога на основе внедрения   современных педагогических технологий....

Конспект музыкально-спортивного развлечения "В стране воздушных шаров"

Конспект музыкально-спортивного развлечения "В стране воздушных шаров" в 1 младшей группе....

Совместная деятельность с детьми 5-7 лет по речевому развитию «По стране воздушных шаров»

Цель: Развитие речевых навыков через словесные игры.Задачи:1. Развивать мыслительную деятельность;2. Развивать упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изобра...

Конспект совместная деятельность с детьми 5-7 лет по речевому развитию «По стране воздушных шаров»

Конспект совместная деятельность с детьми 5-7 лет по речевому развитию «По стране воздушных шаров»...