Каша из топора
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Крохалева Валентина Владимировна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_iz_topora.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Ознакомление с новым видом сказок – бытовой сказкой «Каша из топора»».

Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.

Возраст: подготовительная группа.

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.

Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.

Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.

Предварительная работа: беседа о различных видах сказок, былин, преданий; чтение былин «Алёша попович»«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.

Содержание организованной деятельности детей:

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

  1. Организационный этап

Игра «Здравствуйте».

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

В.: Здравствуйте ладошки!

В.: Здравствуйте щёчки!

В.: Здрав-ствуй-те губки!

В.: Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть.

Дети: Здравствуйте! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Д.: Здравствуйте! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Д.: Здравствуйте! (повороты головы вправо влево)

Д.: Здравствуйте! (Воздушные поцелуи друг другу)

Игровой

  1. Основная часть

1. Беседа о сказках.

В.: Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины?

В.: А скажите, кто придумывал эти сказания?

В.: А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей?

В.: А какими были русские богатыри?

В.: Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки.

В.: Ребята, а вы любите сказки?

В.: А почему вы любите сказки?

В.: А какие бывают сказки?

В.: Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека?

Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.

В.: А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.

Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки.

В.: Что здесь нарисовано?

В.: Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт?

В.: Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными?

В.: Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов.

Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.

Служивый-солдат, военный.

Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.

Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.

Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте.

2. Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

В.: Ребята, можно назвать эту сказку волшебной?

В.: Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В.: Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев?

В.: Опишите, какая старуха?

В.: А солдат?

В.: Кто из героев вам понравился? Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В.: Теперь давайте немного отдохнём.

Д.: Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси.

Д.: Их придумывал сам народ.

Д.: Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Д.: Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными.

Д.: Да.

Д.: Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло.

Д.: Сказки бывают волшебные, про животных.

Д.: Да!

Дети находят гостя по описанию.

Дети просят.

Д.: Топор!

Д.: Каша из топора.

Д.: Потому, что их сочинил народ.

Д.: Нет. Да.

Ответы детей

Д.: Старуха и солдат.

Д.: Старуха жадная, ленивая, глупая.

Д.: Солдат умный, находчивый, смекалистый.

Ответы детей

Беседа

Рассказ

  1. Физкультминутка

В.: Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.

Знают все ребята:

Сильного солдата,

Смелого солдата, не сломить

Знают все ребята:

Умного солдата

Никогда не смогут, победить.

Дети маршируют, в ритме стихотворения

руки согнуть в локтях, показывая силача

руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо

руки на поясе

указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо

4. Заключительная часть

В.: Сейчас я ещё раз прочту сказку «Каша из топора», а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Повторное чтение сказки.

В.: Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе?

В.: Правильно. А затем?

В.: Да, и что старуха сделала?

В.: И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал?

В.: Правильно и нашлось у старухи и масло.

В.: Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу?

В.: Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился.

Д.: Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например,когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль.

Д.: Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы.

Д.: Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно.

Д.: Солдат сказал: Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла.

Д.: Когда топор есть будем?

Беседа – рассуждение

Анализ

  1. Рефлексия

В.: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

В.: Какая это сказка?

В.: Почему вы так считаете?

В.: Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит?

В.: Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.

Д.: Каша из топора.

Д.: Эта сказка бытовая.

Д.: Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле.

Д.: Да, учит быть не жадными, добрыми, честными.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника к 23 февраля "Каша из топора"

Сценарий праздника для детей старше-подготовительной группы....

Сценарий театрализованного представления"Каша из топора"

Сценарий посвящен Отечественной войне 1812 года...

Русская народная сказка "Каша из топора"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по "Введению в художественную литературу" в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по сказке «Каша из топора» (подготовительная к школе группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюТема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: Развитие всех сторо...

"Каша из топора" спортивное мероприятие для детей 5-7лет и родителей

Спортивно - развлекательное мароприятие в ДОУ к 23 февраля. Приглашаются папы воспитанников....

Игровое развлечение "Каша из топора", посвящённое Дню защитника Отечества

Игровое развлечение "Каша из топора", посвящённое Дню защитника Отечества...

Сценарий (а также ссылка на видео) театральной инсценировки "Каша из топора"

В инсценировке участвуют 6-7 детей старшей логопедической группы. Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=h6pQkfjEpI0...