Каша из топора
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Ознакомление с новым видом сказок – бытовой сказкой «Каша из топора»».
Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.
Возраст: подготовительная группа.
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.
Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.
Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.
Предварительная работа: беседа о различных видах сказок, былин, преданий; чтение былин «Алёша попович», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.
Содержание организованной деятельности детей:
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ |
| Игра «Здравствуйте». Воспитатель: Здравствуйте ножки! В.: Здравствуйте ладошки! В.: Здравствуйте щёчки! В.: Здрав-ствуй-те губки! В.: Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть. | Дети: Здравствуйте! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) Д.: Здравствуйте! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами). Д.: Здравствуйте! (повороты головы вправо влево) Д.: Здравствуйте! (Воздушные поцелуи друг другу) | Игровой |
| 1. Беседа о сказках. В.: Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины? В.: А скажите, кто придумывал эти сказания? В.: А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей? В.: А какими были русские богатыри? В.: Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки. В.: Ребята, а вы любите сказки? В.: А почему вы любите сказки? В.: А какие бывают сказки? В.: Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей. И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека? Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия. В.: А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок. Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки. В.: Что здесь нарисовано? В.: Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт? В.: Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными? В.: Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов. Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости. Служивый-солдат, военный. Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса. Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки. Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте. 2. Чтение русской народной сказки «Каша из топора». В.: Ребята, можно назвать эту сказку волшебной? В.: Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей) В.: Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев? В.: Опишите, какая старуха? В.: А солдат? В.: Кто из героев вам понравился? Почему? (Воспитатель выслушивает ответы детей) В.: Теперь давайте немного отдохнём. | Д.: Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси. Д.: Их придумывал сам народ. Д.: Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча. Д.: Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными. Д.: Да. Д.: Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло. Д.: Сказки бывают волшебные, про животных. Д.: Да! Дети находят гостя по описанию. Дети просят. Д.: Топор! Д.: Каша из топора. Д.: Потому, что их сочинил народ. Д.: Нет. Да. Ответы детей Д.: Старуха и солдат. Д.: Старуха жадная, ленивая, глупая. Д.: Солдат умный, находчивый, смекалистый. Ответы детей | Беседа Рассказ |
| В.: Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход. Знают все ребята: Сильного солдата, Смелого солдата, не сломить Знают все ребята: Умного солдата Никогда не смогут, победить. | Дети маршируют, в ритме стихотворения руки согнуть в локтях, показывая силача руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо руки на поясе указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо | |
4. Заключительная часть | В.: Сейчас я ещё раз прочту сказку «Каша из топора», а вы внимательно слушайте и запоминайте. Повторное чтение сказки. В.: Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе? В.: Правильно. А затем? В.: Да, и что старуха сделала? В.: И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал? В.: Правильно и нашлось у старухи и масло. В.: Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу? В.: Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился. | Д.: Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например,когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль. Д.: Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы. Д.: Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно. Д.: Солдат сказал: Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла. Д.: Когда топор есть будем? | Беседа – рассуждение Анализ |
| В.: С какой сказкой мы сегодня познакомились? В.: Какая это сказка? В.: Почему вы так считаете? В.: Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит? В.: Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес. | Д.: Каша из топора. Д.: Эта сказка бытовая. Д.: Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле. Д.: Да, учит быть не жадными, добрыми, честными. | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника к 23 февраля "Каша из топора"
Сценарий праздника для детей старше-подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229053-1364302363.jpg)
Сценарий театрализованного представления"Каша из топора"
Сценарий посвящен Отечественной войне 1812 года...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-199143-1381334823.jpg)
Русская народная сказка "Каша из топора"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по "Введению в художественную литературу" в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-808108-1472148189.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие по сказке «Каша из топора» (подготовительная к школе группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюТема НОД: «Путешествие по сказке «Каша из топора»».Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: Развитие всех сторо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-903646-1489297209.jpg)
"Каша из топора" спортивное мероприятие для детей 5-7лет и родителей
Спортивно - развлекательное мароприятие в ДОУ к 23 февраля. Приглашаются папы воспитанников....
Игровое развлечение "Каша из топора", посвящённое Дню защитника Отечества
Игровое развлечение "Каша из топора", посвящённое Дню защитника Отечества...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-940476-1541958201.jpg)
Сценарий (а также ссылка на видео) театральной инсценировки "Каша из топора"
В инсценировке участвуют 6-7 детей старшей логопедической группы. Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=h6pQkfjEpI0...