технологическая карта
план-конспект занятия по развитию речи

технологическая карта по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех.карта40.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Воспитатель: Балбина Анастасия Юрьевна

Тема: Путешествие волшебного квадрата

Возрастная группа: 5-6 лет

Форма совместной деятельности: познавательно - исследовательская  деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Учебно – методический комплект:

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А;
  2. Играем в математику. Использование технологии В.В.Воскобовича Сказочные лабиринты игры в математическом развитии детей. Под. ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
  3. Методическое пособие "Фиолетовый лес. Развивающая предметно-пространственная среда". Под редакцией В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой
  4. Практическое пособие «По морям, по волнам с развивающими играми Воскобовича». Методические рекомендации.
  5. Н. Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет.

Средства:

  • наглядные и раздаточный материал: развивающая игра «Квадрат Воскобовича», карта «Путешествие в фиолетовый лес», развивающая среда «Фиолетовый лес», картинка «Малыш Гео», схемы «Самолет», «Лодочка», «Домик», «Конфета»; развивающее пособие «Блоки Дьенеша», обручи красный и желтый; карточки-символы свойств «Синий цвет» и «Квадрат»; развивающая игра «Кораблик «Брызг-Брызг», плоскостные кораблики «Брызг-Брызг», аудиозапись со спокойной музыкой, медали «Отважный путешественник»
  • мультимедийные: проектор, ноутбук.
  • литературные: физминутка «Самолеты»; физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Лодочка плывет».
  • музыкальные: аудиозапись со спокойной музыкой.

Цель: Расширение представлений детей о свойствах геометрических фигур.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать умение видоизменять геометрическую фигуру путем сгибания и складывания с целью получения новой фигуры;
  • Формировать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, умение работать по схеме.
  • Формировать у детей обобщённые способы действия, умение объединять геометрические фигуры в группы по заданным свойствам;
  • Обогащать словарный запас детей на темы «Воздушный транспорт» и «Водный транспорт».

Развивающие:

  • Развивать у детей умение анализировать и обобщать, делать выводы и умозаключения.
  • Стимулировать желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
  • Развивать познавательный интерес, творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
  • Развивать речевое дыхание.

Воспитательные :

  • Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности детей в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
  • Развивать умение работать в паре, в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
  • Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

Планируемый результат:

Используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, конструктивно-модельной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

•        проявление интереса к конструктивной, познавательной, исследовательской деятельности;

•        самостоятельность в  исследовании геометрических фигур;

•        активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

•        инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

•        способность эмоционально сопереживать героям сюжета;

•        владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

•        способность планировать и согласовывать свои действия;

•        готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;

•        владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога.

Этап

деятельности

Содержание  совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Планируемый результат

I.  Мотивация к деятельности

Знакомство с детьми:

Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Елена Анатольевна.

Как зовут вас?

За окном наступила зима, на улице стало совсем холодно, а здесь в группе тепло и светло. Давайте поделимся друг с другом теплом и хорошим настроением.

Давайте встанем в круг. Представим, что наши ручки – это солнечные лучики, прикоснитесь друг к другу ладошками и улыбнитесь.

Вправо-влево повернись и друг другу улыбнись!

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, и хорошее настроение нам точно пригодится! Я желаю вам, чтобы наше путешествие принесло вам новые интересные впечатления!

Приветствует детей, знакомится с ними.

Организует детей в круг.

Дети здороваются, приветствуют взрослого, представляются, знакомятся с педагогом.

Дети встают в круг, приветствуют.

Создание доброжелательного эмоционального настроя на совместную деятельность.

II. Создание проблемной ситуации, проектирование решений проблемной ситуации

Игровая ситуация

Проблемный вопрос

Я расскажу вам про лес, лес сказочный и волшебный. Это Фиолетовый лес. В Фиолетовом лесу все необычное: например, там растут оранжевые деревья, в небе летают красные птицы, а по лесным дорожкам бегают фиолетовые ежики…

Хотите отправиться вместе со мной в этот чудесный лес?

Тогда вперед!

Только… Как же нам найти дорогу в этот лес?
Что помогает путешественникам найти дорогу?

Верно, дорогу можно определить по карте!

В Фиолетовом лесу живет мой друг Малыш Гео, он давно зовет меня к себе в гости и отправил мне карту, на которой указано, как добраться в Фиолетовый лес. Вот она!

Можно отправляться в путь!

А с собой в это путешествие я предлагаю взять вот такой необычный квадрат, который нам обязательно пригодится. Он легко превращается в новые фигуры. Вот, например, его можно сложить пополам по горизонтали, и получится фигура. Какая? Верно, прямоугольник. А если сложить по диагонали – то другая фигура. Какая? Треугольник.

И еще много других фигур можно сложить из этого квадрата.

Рассказывает про Фиолетовый лес.

Стимулирует любознательность, интерес.

Мотивирует детей на совместную деятельность.

Педагог создаёт проблемную ситуацию.

Поощряет высказывания.

Уточняет ответы детей.

Демонстрирует наглядность.

Присаживаются на стульчики. Внимательно слушают.

Слушают педагога и отвечают.

Рассматривают карту. Дети выдвигают свои предположения. Предлагают способы решения проблемы.

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

Проявление готовности к совместной деятельности, познавательного интереса.

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности.

III. Совместная деятельность по решению проблемной задачи.

Проблемный вопрос

Самостоятельная деятельность детей Работа в парах Работа по схеме

Физминутка «Самолеты»

Игровая ситуация

Работа в группе

Проблемный вопрос

Самостоятельная деятельность детей Работа в парах

Работа по схеме

Физминутка с элементами дыхательной гимнастики

«Лодочка плывет»

Проблемный вопрос

Самостоятельная деятельность детей Работа в парах

Самостоятельная деятельность детей Работа в парах

Работа по схеме

Релаксация по музыку

Самостоятельная деятельность детей Работа в парах

Работа по схеме

Подведение итогов

Посмотрим на карту – какие препятствия нам встретятся на пути?

Какое первое препятствие?

Это горы.

Как мы можем с вами преодолеть это препятствие?

Мы перелетим через горы на самолете.

И здесь нам поможет наш квадрат, который мы взяли с собой.

Давайте  построим самолет, чтобы перелететь через горы. Вот здесь чертеж самолета, который разработал конструктор.

Наши самолеты готовы к полету. Заводим мотор «Р-р-р» и отправляемся в путь.

Физминутка «Самолеты»

Самолеты загудели.

Самолеты полетели.

Через горы перелетаем,

И самолет наш приземляем.

Мы успешно преодолели первое препятствие – перелетели через горы на самолете.

И приземлились на поляне.

Посмотрите, какая она интересная. Здесь живут маленькие жители. Вы узнали, кто это?

Это геометрические фигуры. Они любят веселиться и играть и предлагают вам поиграть с ними вместе. Поиграем?

На поляне два обруча. В красный обруч нужно положить все синие фигуры. Вот карточка, обозначающая синий цвет. В желтый обруч нужно положить все квадраты. А еще есть место, где обручи пересекаются. Подумайте и попробуйте определить, какие фигуры мы положим в середину.

Отлично! Мы справились с заданием и поиграли с жителями поляны – геометрическими фигурами.

Но нам пора отправлять дальше в путь. Вернемся к нашей карте.

Какое следующее препятствие?

Это море.

Как мы можем с вами преодолеть это препятствие?

Мы переплывем через море на лодке.

И здесь нам снова поможет наш квадрат, который мы взяли с собой.

Давайте построим лодки, чтобы переплыть через море. Вот здесь чертеж лодки.

Наши лодки готовы. Отправляемся в путь.

Я поплыву на корабле и буду показывать вам направление, а вы плывите за мной на лодках.

Физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Лодочка плывет»:

Лодочка качается,

По волнам качается.

Дует теплый ветер,

Лодочка плывет.

Туча приближается,

Буря начинается,

Дует сильный ветер,

Лодочку несет.

Ребята, посмотрите, какая беда случилась с моим кораблем! Во время бури все флажки с мачт моего корабля раздул ветер. Мы не сможем продолжать наш путь.

Что же нам делать?

Все верно, нам нужно починить корабль и вернуть все флажки на свои места.

Поможете мне?

Здесь на столе макеты корабля, давайте разберемся, как нам распределить флажки по мачтам. У каждой мачты есть номер, который обозначает, сколько флажков установлено на этой мачте.

Например, на мачте №1 должен быть 1 флажок. Посмотрите на флажки и определите, какого цвета флажок всего один?

Это флажок красного цвета.

Сколько флажков на мачте №2?

Флажков какого цвета два?

Давайте распределим все флажки по своим мачтам и починим корабль!

Мы починили наш корабль, и он пристает к берегу.

Мы успешно преодолели и это препятствие, переплыли через море. Наш путь был долгим и трудным, но мы справились!

Конечно, мы устали и пора отдохнуть.

Как хорошо, что мы взяли с собой наш волшебный квадрат!

Давайте построим домики, в которых мы сможем отдохнуть.

Давайте немного отдохнем. Закрываем глаза и отдыхаем.

Открываем глаза, и мы с вами оказались в Фиолетовом лесу. А вот и Малыш Гео уже встречает нас. Давайте поздороваемся с ним!

Малыш Гео очень любит конфеты. Давайте приготовим для него угощение. Нам поможет наш волшебный квадрат.

Малыш Гео благодарит Вас за угощение.

Мы прошли такой долгий и трудный путь до Фиолетового леса.

Благодарю вас за помощь!

Педагог создаёт проблемную ситуацию.

Поощряет высказывания. Уточняет ответы детей.

Демонстрирует схему «Самолет».

Стимулирует самостоятельную деятельность детей, оказывает поддержку в  поиске конструкторских решений.

Организует физминутку, стимулирует физическую активность детей.

Организует детей на игру, объясняет правила игры, используя карточки-символы свойств фигур.

Педагог создаёт проблемную ситуацию.

Поощряет высказывания. Уточняет ответы детей.

Демонстрирует схему «Лодка».

Стимулирует самостоятельную деятельность детей, оказывает поддержку в  поиске конструкторских решений.

Организует физминутку с элементами дыхательной гимнастики, стимулирует физическую активность детей. Контролирует правильность вдоха и выдоха.

Педагог создаёт проблемную ситуацию.

Поощряет высказывания. Уточняет ответы детей.

Активизирует познавательную деятельность.

Педагог объясняет устройство корабля и способ его починки.

Поощряет высказывания детей.

Демонстрирует схему «Домик».

Стимулирует самостоятельную деятельность детей, оказывает поддержку в  поиске конструкторских решений.

Организует релаксацию детей, включает спокойную музыку.

Демонстрирует схему «Конфета».

Стимулирует самостоятельную деятельность детей, оказывает поддержку в  поиске конструкторских решений.

Благодарит детей за помощь, вручает медали.

Дети выдвигают свои предположения. Предлагают способы решения проблемы.

Работают самостоятельно по схеме, предлагают конструкторские решения.

Дети выполняют движения, имитирующие полет самолета.

Слушают правила игры.

Выполняют задания, объединяют фигуры по заданным свойствам (форме и цвету).

Определяют, какие фигуры имеют оба указанных свойства и располагают их в месте пересечения обручей.

Дети выдвигают свои предположения. Предлагают способы решения проблемы.

Работают самостоятельно по схеме, предлагают конструкторские решения.

Дети выполняют движения, имитирующие плавание лодки. Имитируют вдохом и выдохом ветер – тихий и сильный.

Дети выдвигают свои предположения. Предлагают способы решения проблемы.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание по указанным условиям.

Работают самостоятельно по схеме, предлагают конструкторские решения.

Отдыхают, закрыв глаза.

Работают самостоятельно по схеме, предлагают конструкторские решения.

Получают медали.

Дети выдвигают гипотезы и строят предложения.

Проявление интереса к предстоящей деятельности – конструированию.

Выполнение постройки «Самолет» по схеме.

Умение работать в паре.

Демонстрация физической активности.

Разгрузка.

Проявление интереса к игровой деятельности.

Умение работать в группе, договариваться, выстраивать партнерские отношения при выполнении общего задания.

Умение обобщать и делать логические выводы.

Дети выдвигают гипотезы и строят предложения.

Проявление интереса к предстоящей деятельности – конструированию.

Выполнение постройки «Лодка» по схеме.

Умение работать в паре.

Демонстрация физической активности.

Развитие речевого дыхания.

Разгрузка.

Дети выдвигают гипотезы и строят предложения.

Демонстрация познавательной активности.

Выполнение задания.

Умение работать в паре.

Проявление интереса к предстоящей деятельности – конструированию.

Выполнение постройки «Домик» по схеме.

Умение работать в паре.

Дети расслаблены и отдыхают.

Проявление интереса к предстоящей деятельности – конструированию.

Выполнение постройки «Конфета» по схеме.

Умение работать в паре.

Формирование положительной самооценки.

IV. Рефлексия.

Как вы думаете, мы успешно преодолели все препятствия, которые встретились в нашем путешествии?

 Мы были смелыми? А умелыми?

Всем вам присваивается почетное звание «Отважный путешественник» и  малыш Гео вручает вам медали.

Стимулирует детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Дети отвечают.

Делятся впечатлениями.

Анализируют свою деятельность.

 

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы.

V. Открытость.

Наше путешествие подошло к концу.

Малыш Гео всегда будет рад видеть вас в Фиолетовом лесу.

Думаю, что вы еще не раз побываете у него в гостях.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам по маленькому блокноту.

В них я предлагаю Вам в свободное время в детском саду или дома пофантазировать и нарисовать, что растет и кто живет в сказочном Фиолетовом лесу.

Спасибо вам! До свидания!

Поощряет инициативу и самостоятельность в свободной деятельности.

Вручает подарки.

Прощается с детьми.

Дети планируют самостоятельную деятельность.

Прощаются с педагогом.

Ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье.

                                

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...