Консультация для воспитателей на тему: "Игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР"
консультация по развитию речи
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с тяжелыми нарушениями речи всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._dlya_vospitat._na_temu_igry_na_razvitie_kommunikativ.sposobnostey.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР»
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему
комфортно жить в обществе людей…»
Л.С.Выготский
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.
Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого коммуникативные качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ТНР.
Что же это за качества:
- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими;
- умение организовывать общение и слушать собеседника;
- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации.
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Цель коммуникативного развития дошкольника:
Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
Задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Что такое коммуникация?
Коммуникация - это сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.
Что такое коммуникативная способность?
Коммуникативная способность - это индивидуальная психологическая особенность личности, обеспечивающая эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению
- желание вступить в контакт с окружающими;
-умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации),
-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Признаки нарушения коммуникативных качеств
- Неустойчивое внимание;
- Плохая память;
- Быстрая утомляемость;
- Недостаточное развитие познавательной деятельности;
- Недостаточно богатый словарь;
- Нарушение грамматического строя речи;
- Незрелая эмоционально–волевая сфера
Как же можно развивать основные умения общаться?
Обучение детей с ТНР наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Формирование коммуникативности (умений и навыков ) важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка.
Условно систему игр можно разделить на четыре блока:
1 блок включает в себя игры направленные на сближение дошкольников друг с другом.
Регулярное выполнение таких упражнений как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных дошкольников, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению дошкольников в новом коллективе.
2 блок предусматривает игры для развития эмоций
- с помощью которых, знакомим дошкольников с «Азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. С этой целью проводились мимические и пантомимические упражнения - «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаем (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.
3 блок игр направлен на формирование навыков социального восприятия.
В процессе взаимодействия дошкольников друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.
Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у дошкольников умений замечать и оценивать личностные качества и поступки сверстников и персонажей, умения выражать границы характера и эмоции свои и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» .
Цели и задачи упражнений на данном этапе - формировать у дошкольника умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и сверстнике, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) - темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру дошкольника в свои силы, в свои возможности.
Таким образом, весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ТНР, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Список литературы
1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
3. Пазухина И.А. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс” Спб, 2004.
4. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»
Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...
Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС
Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"...
Деловая игра для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серь...
Консультация для родителей и воспитателей - Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность...
Консультация для воспитателей на тему:«Игры на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Приведены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, которые можно использовать на практике воспитателю для детей дошкольного возраста....