Консультация для воспитателей на тему: "Игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР"
консультация по развитию речи

Зарипова Диляра Зифировна

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с тяжелыми нарушениями речи всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Игры на развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР»

 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему

комфортно жить в обществе людей…»

Л.С.Выготский

Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.  

Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.

Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые  для этого коммуникативные качества.

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ТНР.

Что же это за качества:

- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими;

- умение организовывать общение и слушать собеседника;

- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации.

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Цель коммуникативного развития дошкольника:

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Что такое коммуникация?

Коммуникация - это сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.

Что такое коммуникативная способность?

Коммуникативная  способность - это индивидуальная психологическая особенность личности, обеспечивающая эффективность её общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению

- желание вступить в контакт с окружающими;

-умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации),

-знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Признаки нарушения коммуникативных качеств

- Неустойчивое внимание;
- Плохая память;
- Быстрая утомляемость;
- Недостаточное развитие познавательной деятельности;
- Недостаточно богатый словарь;
- Нарушение грамматического строя речи;
- Незрелая эмоционально–волевая сфера

Как же можно развивать основные умения общаться?

Обучение детей с ТНР наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра  является ведущим видом деятельности, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное  значение для нормального психологического развития и  эмоционального состояния.

         Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Формирование коммуникативности (умений и навыков ) важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка.

Условно систему игр можно разделить на четыре блока:

1 блок включает в себя игры направленные на сближение дошкольников друг с другом. 

Регулярное выполнение таких упражнений как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных дошкольников, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению дошкольников в новом коллективе.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций 

- с помощью которых, знакомим дошкольников с «Азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. С этой целью проводились мимические и пантомимические упражнения - «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаем (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3 блок игр  направлен на формирование навыков социального восприятия.

В процессе взаимодействия дошкольников друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у дошкольников умений замечать и оценивать личностные качества и поступки сверстников и персонажей, умения выражать границы характера и эмоции свои и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» .

         Цели и задачи упражнений на данном этапе - формировать у дошкольника умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и сверстнике, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) - темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру дошкольника в свои силы, в свои возможности.

Таким образом, весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ТНР, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Список литературы

1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

3. Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  - “Детство-Пресс” Спб, 2004.

4. Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»

Консультация для воспитателей на тему:  «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...

Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС

Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...

Деловая игра для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»

Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серь...

Консультация для воспитателей на тему:«Игры на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Приведены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, которые можно использовать на практике воспитателю для детей дошкольного возраста....