Конспект ООД по развитию речи 29.03.2021
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: Развитие речи
Раздел: Связная речь
Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Выполнил: воспитатель
Ламанова Л.Ю.
Квалификационная категория: высшая
Цель: Совершенствовать умение детей содержательно и выразительно пересказывать рассказ В.Бианки «Музыкант» с опорой на иллюстрации.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей ,через литературные произведения В.Бианки.
-совершенствовать умение различать произведения по литературным жанрам.
Развивающие:
-продолжать развивать у детей диалогическую и монологическую формы связной речи.
- развивать умение придерживаться плана при рассказе.
-развивать у детей умение эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц.
Воспитательные:
-воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, следить за развитием действия, понимать на слух текст.
Интеграция образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: книги В.Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», портрет В.В. Бианки.
Методы и приёмы:
наглядные: рассматривание иллюстраций
словесные: чтение, беседа, вопросы к детям, объяснение, художественное слово-загадка, инструкции.
практические: игровая ситуация, физкультминутка «Музыкант».
Планируемый результат:
Дети называют автора, название литературного произведения, участвуют в пересказе близко к тексту, дают нравственную оценку главному герою рассказа.
Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с биографией писателя.
Словарная работа: медвежатник, завалинка, пиликал, колхозник, опушка, музыкант.
Ход:
I Вводная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи и мы будем говорить красиво, чётко, внятно, чтобы было всем понятно. Загадка, которую я приготовила для вас, связана с темой нашего занятия:
- Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны, мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка
звучит мечтательный мотив
Её названье_________
Дети: скрипка.
II Основная часть
1.Предварительная беседа.
Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слова музыкант?»
Дети: Да это человек артист, который играет на музыкальных инструментах.
Воспитатель: А бывает ли звери-музыканты и не в Цирке, а в дикой природе?
Дети: В дикой природе звери музыкантами не бывают. Кто им даст музыкальные инструменты?
Воспитатель: Это нам сегодня предстоит выяснить. Мы продолжаем знакомиться с творчеством В. Бианки. Я прочту вам его рассказ «Музыкант». В произведении вам встретятся незнакомые слова, значение которых необходимо уточнить.(дети садятся на стулья, воспитатель делает установку на осанку)
2. Упражнение «незнакомые слова»
- Медвежатник- охотник на медведей;
-завалинка- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
- колхозник-крестьянин, работающий в колхозе (колхоз-это деревня в настоящее время).
-опушка- край леса.
(знакомство с незнакомыми словами воспитатель сопровождает показам иллюстраций)
3.Первичное чтение произведения.
Воспитатель: Рассказ Виталия Бианки « Музыкант»
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Динамическая пауза.
Воспитатель: Сейчас ,немного отдохнём. я вам буду показывать картинки с музыкальными инструментами, а вы должны назвать, кто играет на них и движениями. изобразить.
Дети:
Скрипка- скрипач – имитация игры;
пианино-пианист - имитация игры;
гармонь-гармонист-имитация игры;
балалайка- балалаечник - имитация игры:
орган-органист - имитация игры;
барабан- барабанщик- имитация игры;
гитара-гитарист - имитация игры;
4. Беседа по содержанию прочитанного.
Воспитатель: Отдохнули? Теперь, поговорили о рассказе, ответили на вопросы:
Вопросы к рассказу:
-О ком говорится в рассказе?
- Почему медвежатник проводил столько времени на завалинке? (он пиликал на скрипке)
-Какой совет дал колхозник старику-медвежатнику?( он посоветовал старику бросить скрипку и идти в лес охотиться на медведя)
-Что старик услышал в лесу?(он услышал звук Дзен)
-Кто играл на щепке от дерева?(медведь)
-Как он это делал?(потянул к себе щепку и отпустил)
-Почему медвежатник не стал убивать медведя?(он такой же музыкант, как и сам старик)
- Как проявилась любовь к музыке у старого медвежатника? (Старик сидел и слушал, хорошо поёт щепка)
-Какими словами вы можете описать дедушку?(хотя он и был охотником, но у него сохранилась добрая душа)
-Чем закончился рассказ?( старик снова сидел на завалинке и пиликал на своей скрипке-Дзенн)
5. Повторное чтение рассказа с установкой на следующий пересказ.
Воспитатель: Я ещё раз прочту рассказ, вслушивайтесь, как я читаю, потому что затем мы будем пересказывать.(Воспитатель читает: вторичное чтение медленнее, чем первичное)
Воспитатель: Из скольких частей состоит литературное произведение?
Дети: литературное произведение состоит из трёх частей.
Воспитатель: как они называются?
Дети: начало-середина- конец.
Воспитатель: Для пересказа нам надо составить план, также при пересказе нам помогут иллюстрации .
1 часть ( воспитатель размещает 1 иллюстрацию на доске)- «Медвежатник пиликает на скрипке»
- От начала рассказа, когда старый медвежатник, сидел на завалинке и пиликал на скрипке до слов знакомого колхозника, что он видел в лесу медведя.
2 часть (воспитатель размещает 2 иллюстрацию на доске)- «Старик ходит и ищет медведя»
-От слов: старик отложил скрипку и пошёл в лес, затем как старик услышал в лесу звук «Дзенн», и пошёл на звук, включая ту часть в рассказе, где медведь и медвежатник слушают, как поёт щепка.
3 часть (воспитатель размещает 3 иллюстрацию на доске)- «Охотник пожалел медведя».
Здесь рассказывается о встрече со знакомым колхозником вечером и рассказ старика о том, как медведь играл на расщепленном грозой дереве.
Воспитатель: Кто желает пересказать рассказ? Предлагаю выбрать партнёра- вдвоём пересказывать будет легче. Остальные дети слушают и оценивают рассказчиков.
6.Перессказ детей.
III Заключительная часть.
1.Анализ пересказов детей в парах.
Воспитатель: Вам понравились пересказы товарищей?(ответы)
-А чей пересказ понравился больше всего и почему?
(Формулировки оценочных суждений)
-Мне кажется…
- Я советую Артуру…
- А может быть лучше…
2. Итог
Воспитатель: Почему В.Бианки назвал свой рассказ « Музыкант?»
Дети: Потому что старый медвежатник очень любил музыку и увидел, что и медведь тоже может создавать и любить музыку, т.е.оба они были музыкантами.
Воспитатель: как вы думаете, что хотел нам сказать писатель через рассказ?
Дети: писатель хотел нам сказать, что надо быть наблюдательными, любить природу, беречь её.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Я скажу, а вы продолжите:
-Сегодня я узнал…
-после знакомства с рассказом, мне захотелось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1306020-1674526484.jpg)
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Кукла Фая и её друзья", 2021 год.
занятие по развитию речи во второй младшей группе...
конспект ООД по развитию речи 29.03.2021
конспект ООД по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/15/picture-1031179-1523810662.jpg)
Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима» 25.01.2021
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»Разработала воспитатель ГБДОУ №53 Кировского района Морзавицкая Е.А...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/23/picture-1340387-1627028703.jpg)
Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/10/picture-700467-1733816506.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе. Золотая осень Трофимова К.М. " Сентябрь 2021
Закрепление знаний о признакх осени...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-1347896-1664294156.jpg)
Конспект занятия по развитию речи.2021-2022 учебный год
Образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Цель: Формирование звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. ...