Конспект ООД по развитию речи 29.03.2021
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: Развитие речи
Раздел: Связная речь
Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Выполнил: воспитатель
Ламанова Л.Ю.
Квалификационная категория: высшая
Цель: Совершенствовать умение детей содержательно и выразительно пересказывать рассказ В.Бианки «Музыкант» с опорой на иллюстрации.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей ,через литературные произведения В.Бианки.
-совершенствовать умение различать произведения по литературным жанрам.
Развивающие:
-продолжать развивать у детей диалогическую и монологическую формы связной речи.
- развивать умение придерживаться плана при рассказе.
-развивать у детей умение эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц.
Воспитательные:
-воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, следить за развитием действия, понимать на слух текст.
Интеграция образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: книги В.Бианки, иллюстрации к рассказу «Музыкант», портрет В.В. Бианки.
Методы и приёмы:
наглядные: рассматривание иллюстраций
словесные: чтение, беседа, вопросы к детям, объяснение, художественное слово-загадка, инструкции.
практические: игровая ситуация, физкультминутка «Музыкант».
Планируемый результат:
Дети называют автора, название литературного произведения, участвуют в пересказе близко к тексту, дают нравственную оценку главному герою рассказа.
Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки, беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с биографией писателя.
Словарная работа: медвежатник, завалинка, пиликал, колхозник, опушка, музыкант.
Ход:
I Вводная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас занятие по развитию речи и мы будем говорить красиво, чётко, внятно, чтобы было всем понятно. Загадка, которую я приготовила для вас, связана с темой нашего занятия:
- Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны, мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка
звучит мечтательный мотив
Её названье_________
Дети: скрипка.
II Основная часть
1.Предварительная беседа.
Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слова музыкант?»
Дети: Да это человек артист, который играет на музыкальных инструментах.
Воспитатель: А бывает ли звери-музыканты и не в Цирке, а в дикой природе?
Дети: В дикой природе звери музыкантами не бывают. Кто им даст музыкальные инструменты?
Воспитатель: Это нам сегодня предстоит выяснить. Мы продолжаем знакомиться с творчеством В. Бианки. Я прочту вам его рассказ «Музыкант». В произведении вам встретятся незнакомые слова, значение которых необходимо уточнить.(дети садятся на стулья, воспитатель делает установку на осанку)
2. Упражнение «незнакомые слова»
- Медвежатник- охотник на медведей;
-завалинка- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
- колхозник-крестьянин, работающий в колхозе (колхоз-это деревня в настоящее время).
-опушка- край леса.
(знакомство с незнакомыми словами воспитатель сопровождает показам иллюстраций)
3.Первичное чтение произведения.
Воспитатель: Рассказ Виталия Бианки « Музыкант»
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Динамическая пауза.
Воспитатель: Сейчас ,немного отдохнём. я вам буду показывать картинки с музыкальными инструментами, а вы должны назвать, кто играет на них и движениями. изобразить.
Дети:
Скрипка- скрипач – имитация игры;
пианино-пианист - имитация игры;
гармонь-гармонист-имитация игры;
балалайка- балалаечник - имитация игры:
орган-органист - имитация игры;
барабан- барабанщик- имитация игры;
гитара-гитарист - имитация игры;
4. Беседа по содержанию прочитанного.
Воспитатель: Отдохнули? Теперь, поговорили о рассказе, ответили на вопросы:
Вопросы к рассказу:
-О ком говорится в рассказе?
- Почему медвежатник проводил столько времени на завалинке? (он пиликал на скрипке)
-Какой совет дал колхозник старику-медвежатнику?( он посоветовал старику бросить скрипку и идти в лес охотиться на медведя)
-Что старик услышал в лесу?(он услышал звук Дзен)
-Кто играл на щепке от дерева?(медведь)
-Как он это делал?(потянул к себе щепку и отпустил)
-Почему медвежатник не стал убивать медведя?(он такой же музыкант, как и сам старик)
- Как проявилась любовь к музыке у старого медвежатника? (Старик сидел и слушал, хорошо поёт щепка)
-Какими словами вы можете описать дедушку?(хотя он и был охотником, но у него сохранилась добрая душа)
-Чем закончился рассказ?( старик снова сидел на завалинке и пиликал на своей скрипке-Дзенн)
5. Повторное чтение рассказа с установкой на следующий пересказ.
Воспитатель: Я ещё раз прочту рассказ, вслушивайтесь, как я читаю, потому что затем мы будем пересказывать.(Воспитатель читает: вторичное чтение медленнее, чем первичное)
Воспитатель: Из скольких частей состоит литературное произведение?
Дети: литературное произведение состоит из трёх частей.
Воспитатель: как они называются?
Дети: начало-середина- конец.
Воспитатель: Для пересказа нам надо составить план, также при пересказе нам помогут иллюстрации .
1 часть ( воспитатель размещает 1 иллюстрацию на доске)- «Медвежатник пиликает на скрипке»
- От начала рассказа, когда старый медвежатник, сидел на завалинке и пиликал на скрипке до слов знакомого колхозника, что он видел в лесу медведя.
2 часть (воспитатель размещает 2 иллюстрацию на доске)- «Старик ходит и ищет медведя»
-От слов: старик отложил скрипку и пошёл в лес, затем как старик услышал в лесу звук «Дзенн», и пошёл на звук, включая ту часть в рассказе, где медведь и медвежатник слушают, как поёт щепка.
3 часть (воспитатель размещает 3 иллюстрацию на доске)- «Охотник пожалел медведя».
Здесь рассказывается о встрече со знакомым колхозником вечером и рассказ старика о том, как медведь играл на расщепленном грозой дереве.
Воспитатель: Кто желает пересказать рассказ? Предлагаю выбрать партнёра- вдвоём пересказывать будет легче. Остальные дети слушают и оценивают рассказчиков.
6.Перессказ детей.
III Заключительная часть.
1.Анализ пересказов детей в парах.
Воспитатель: Вам понравились пересказы товарищей?(ответы)
-А чей пересказ понравился больше всего и почему?
(Формулировки оценочных суждений)
-Мне кажется…
- Я советую Артуру…
- А может быть лучше…
2. Итог
Воспитатель: Почему В.Бианки назвал свой рассказ « Музыкант?»
Дети: Потому что старый медвежатник очень любил музыку и увидел, что и медведь тоже может создавать и любить музыку, т.е.оба они были музыкантами.
Воспитатель: как вы думаете, что хотел нам сказать писатель через рассказ?
Дети: писатель хотел нам сказать, что надо быть наблюдательными, любить природу, беречь её.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Я скажу, а вы продолжите:
-Сегодня я узнал…
-после знакомства с рассказом, мне захотелось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Кукла Фая и её друзья", 2021 год.
занятие по развитию речи во второй младшей группе...
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" (ФПМ 2021)
конспект занятия по развитию речи...
конспект ООД по развитию речи 29.03.2021
конспект ООД по развитию речи...
Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима» 25.01.2021
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»Разработала воспитатель ГБДОУ №53 Кировского района Морзавицкая Е.А...
Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...
Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе. Золотая осень Трофимова К.М. " Сентябрь 2021
Закрепление знаний о признакх осени...
Конспект занятия по развитию речи.2021-2022 учебный год
Образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте. Цель: Формирование звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. ...