Конспект НОД для детей 6-7 лет "Как строился наш Петербург".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный коспект НОД будет полезен педагогам, логопедам, воспитателям, работающим с детьми с ООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_po_spb_nod_lit.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 общеразвивающего вида
Курортного района Санкт - Петербурга
Конспект
занятия для детей с особыми образовательными потребностями 6-7 лет
«Как строился наш Петербург»
Используемые технологии: театрализованные игры, пальчиковые игры, элементы песочной терапии.
Автор-составитель:
воспитатель Беляева Виктория Игоревна
Санкт – Петербург
2021 год
Конспект занятия
«Как строился наш Петербург»
Цель: формировать знания о достопримечательностях города и его историческом прошлом.
Воспитательные задачи: воспитывать в детях любовь и эстетическое отношение к городу.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о строительных профессиях людей, принимавших участие в строительстве Петропавловской крепости, таких, как архитектор, каменщик, маляр, плотник. Развивать и обогащать активный словарь ребенка, его познавательный интерес, закреплять умения детей высказывать суждения, уметь координировать речь с движением, закреплять умение создавать постройку по рисунку-образцу, согласовывать свои действия с работой коллектива.
Развивающие задачи: развивать память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику.
Использование современных образовательных технологий: театрализованные игры, пальчиковые игры, элементы песочной терапии.
Оборудование и демонстрационный материал:
- «Автобус «: кабина с рулем и стульчиками, поставленными в два ряда как в автобусе.
- 2. Игрушечный барабан с палочками.
- Костюм Карлсона.
- 3. «Песочная страна»: ящик, наполненный песком и лопатки-совочки для игр в песке.
- Деревянный конструктор.
- Рисунки-образцы: Петропавловский собор, ботный домик, стена и ворота Петропавловской крепости.
- Картинки с изображением инструментов для рабочих строительных профессий: каменщика, маляра, плотника.
- Кораблик с парусами (сувенир)
- Иллюстрированный материал в книге Л. Шиф «Единственный город!» и портрет Петра !в книге Н.А. Яковлевой «Наш город Санкт-Петербург» стр.11
- Фотоальбом «Ленинград», Издательство «Планета»-Москва, 1981 г., Фото И. Голанда.
- «Ленинград». Конспект цветных листовок». Фотографии Е. Кассина, Издательство «Планета» - Москва, 1983г.
- Выставка работ детей «Наш Петербург».
Конспект
- Организационный момент.
Деятельность детей:
Дети входят в группу и здороваются
Деятельность воспитателя :
Есть удивительный город,
А в нем жители ходят ночами как днем,
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?
Если ты знаешь тот город мой друг,
Мне подскажи…
Деятельность детей:
Это Санкт-Петербург
Деятельность воспитателя :
Сегодня я приглашаю вас на экскурсию по нашему любимому городу. Я буду экскурсоводом, зовут меня Вероника Ивановна.
Прошу занять места в салоне экскурсионного автобуса. А это наш водитель. Как тебя зовут?
Деятельность детей:
Ребенок называет свое имя
Деятельность воспитателя:
А почему это место оказалось свободным? Никто не опоздал на экскурсию?
Деятельность детей:
Нет!
Деятельность воспитателя:
Сюрпризный момент: и тут влетает Карлсон.
Здравствуйте! Извините за опоздание. Я так торопился, но что-то пропеллер барахлит, видимо я его плохо смазал!
Экскурсовод:
Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Это Карлсон!
Да, я Карлсон, который живет на крыше и лучше всех знает Санкт-Петербург! Ведь сверху мне все видно! За свои знания я получил награды- вот такие красивые медали!
Экскурсовод:
Карлсон , проходи, пожалуйста, садись на свое место. Мы очень рады за тебя, что ты так много знаешь о нашем городе. Но, я хочу сказать, что наши дети знают Санкт-Петербург не хуже тебя. К, сожалению, у них нет таких замечательных медалей!
Карлсон:
Я об этом позаботился. Я буду вручать медали за лучшие ответы!(показывает детям коробку с медалями)
Экскурсовод:
Карлсон, а ты знаешь, что такое экскурсия по городу?
Карлсон:
Нет!
Экскурсовод:
Ребята, давайте объясним ему, что это такое.
Дети: Экскурсия-это знакомство с самыми красивыми и замечательными местами нашего города.
Экскурсовод:
Правильно! Ну что же, а теперь в путь!
- Экскурсия по Санкт-Петербург
Дети:
Проговариваем все вместе:
Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.
Экскурсовод:
Стоп! Машинам красный свет,
Дальше вам дороги нет!
Посмотрите-ка в окошко,
И подумайте немножко.
Что за речка перед вами?
Отвечайте быстро сами!
Дети: Это Нева
Экскурсовод:
Правильно! Это главная река нашего города-Нева. Давайте с вами вспомним стихи, которые мы знаем о Неве, про город, на котором стоит Нева.
(Показ иллюстраций)
Дети:
Все вместе:
Санкт-Петербург! Мой город родной. Гордо стоит над Невою рекой.
Кто-то из детей:
Ее зовут Нева,
И широка и глубока.
Речная синева.
Нева волною в берег бьет,
Нева к заливу лед несет.
Экскурсовод:
Молодцы!
Ребята, а кто дал название нашему городу, кто назвал его Санкт-Петербургом?
Дети:
Царь Петр Первый
Экскурсовод:
Правильно (Показ портрета Петра I)
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец.
Был тот царь наш-удалец!
А в честь кого он назвал город Санкт-Петербург?
Дети:
Петр I, как и город, носит имя Петра, но назвал его Санкт-Петербургом не в честь себя, а в честь святого Петра.
Экскурсовод:
Назовите символ нашего города
Дети: Кораблик
Экскурсовод:
А где можно увидеть его в городе, на каком здании?
Дети:
На шпиле, на здании Адмиралтейства
Экскурсовод:
А что это за здание?
Дети:
Раньше там были верфи для постройки кораблей, теперь там находится школа капитанов.
Экскурсовод:
Почему у нашего города такой символ-кораблик?
(Показ иллюстрации)
Дети:
Потому что наш город морской, он имеет выход к морю.
Экскурсовод:
А кто знает, что раньше было на месте нашего города?
Дети:
Непроходимые леса и болота
Экскурсовод:
С какого места начиналось строительство города?
Дети:
Строительство города началось с Заячьего острова.
Экскурсовод:
Раньше здесь, и, правда, водились зайцы. Но вот со всех ближайших земель свезли сюда работников- строителей и началось строительство, которое возглавил Петр I.
Дети:
Рассматривают иллюстрацию к книге Шиф «Единственный город!», стр. 8-9.
Экскурсовод:
Что было построено на Заячьем острове?
Дети:
Петропавловская крепость
Экскурсовод:
Вот мы сейчас и отправимся туда
Дети:
Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.
Экскурсовод:
Стоп! Машинам красный свет
Дальше вам дороги нет!
Посмотрите-ка в окошко,
И подумайте немножко.
Что за речка перед вами?
Отвечайте быстро сами!
Дети:
Петропавловская крепость!
Экскурсовод:
Сейчас мы с вами выйдем здесь из автобуса и поиграем около Петропавловской крепости в игру «По болоту Петр пошел». Давайте выберем Петра.
Дети предлагают
- Физкультминутка. Подвижная игра «По болоту Петр пошел». Слова и композиция движений С. С. Сивцевой.
- По болоту Петр пошел,
Остров Заячий нашел.
И собрал рабочий люд,
И построил крепость тут.
(Хоровод. Дети идут по кругу в одну сторону. «Петр» с барабаном в середине круга- в другую сторону.
- Крепость новая стоит,
Пушками врагу грозит.
(Дети показывают «лесенку» руками, изображают пальцами пушки.
- Бам-бам, бам-бам,
Не осталось зайцев там.
За кусточки разбежались…
Ой!
(«Петр» бьет в барабан. Все приседают. Дети изображают зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь т середины. «Зайцы» замирают без движения. Кто пошевелится, тот «ранен»
Продолжение экскурсии
Экскурсовод:
А кто знает, что находится на территории Петропавловской крепости?
Дети:
Рассказывают о Соборе святых Петра и Павла, монетном дворе, ботном домике, пушке.
Карлсон:
А я знаю стихотворение о Петропавловской крепости:
Петропавловка не спит
Ангел город наш хранит
Пушка в полдень возвещает
«День. Двенадцать». Каждый знает.
Экскурсовод:
Ну что же, теперь поедем дальше
Дети:
Мы в автобус дружно сели и в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал, и автобус побежал.
Экскурсовод:
Тихо скользят по Неве корабли
Шпиль Петропавловки блещет вдали
Стоп! Машинам красный свет
Дальше вам дороги нет!
Посмотрите-ка в окошко,
И подумайте немножко.
Что за садик перед вами?
Отвечайте быстро сами!
Дети:
Летний сад.
Экскурсовод:
(Показ фотоиллюстрации)
А как вы узнали, что это Летний сад?
Дети:
У него красивая решетка, в аллее стоят статуи
Экскурсовод:
Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: зима
Экскурсовод:
Сад называется Летним, но посмотрите, как много снега в нем зимой, давайте с вами выйдем из автобуса и немножко поиграем в снежки.
- Пальчиковая гимнастика «Снежок»- координация речи с движением, развитие воображения
Экскурсовод:
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
(дети загибают пальчики, начиная с большого. Лепят, меняют положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем- совсем не сладкий!
(грозят пальчиком)
Раз-посмотрим
Два -поймаем
Три- уроним
Смотрят вверх, ловят воображаемый снежок. Встают, роняют)
Продолжение экскурсии
Экскурсовод:
А что находится рядом с Летним садом?(Показ фотоиллюстрации).
Дети: Домик Петра I.
Экскурсовод:
А чем он знаменит? (Показ иллюстрации к книге Л. Шиф «Единственный город!», стр. 40-41. Зачитывание строк из книги стр. 38 о домике).
Дети:
Дете рассказывают, что это первый дом в Петербурге, и как он строился.
Экскурсовод:
«… Государь сам в свой новый город пожаловал, к его приезду в три дня домик срубили, да расписали его под кирпич, а крышу под черепицу. Наверное, сказать хотели: Царь-батюшка, не серчай, это мы так-в утку(из камня то построить не успели), а, вообще, мы знаем, что ты из камня Санкт-Петербург строить желаешь…»
И так это царю понравилось, что он велит потом другие дома, которые на первое время из дерева будут строить, тоже под кирпич рисовать…».
А кто знает, что сейчас находится в домике Петра I?
Дети:
Музей
Экскурсовод:
Экскурсовод рассказывает, благодаря чему первый домик Петра жив до сих пор(футляр)
Сколько помещений внутри домика?
Дети: столовая, кабинет, спальня. Все как при жизни царя.
Экскурсовод:
Там находятся простые вещи, без которых не обойтись: стол, стулья, скамейки. Кое-что сработано самим царем.
- Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»
Дети:
Дети проговаривают текст с педагогом, загибают пальчики. Начиная с большого пальца правой руки.
Экскурсовод:
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский- раз, Зимний –два,
Три-красавица Нева,
Четыре- мост Дворцовый.
Пять-гуляю по Садовой,
Шесть-к Исаакию схожу и на купол погляжу.
Семь-конечно в Летний сад,
Восемь-крепость у Невы, были там наверно вы.
Девять- повстречался мне Медный всадник на коне.
Десять- из-за поворота вижу Нарвские ворота.
А теперь выберем помощника-экскурсовода, который будет показывать вам фотографии с достопримечательностями Санкт-Петербурга, а вы назовите, что видите. Я предлагаю Карлсона.
Дети:
Дети называют достопримечательности, которые прозвучали в пальчиковой гимнастике. Дети получают от Карлсона награды за правильные ответы.
- Вводная часть «Как строился Петербург»
Калсон:
А какой праздник будет отмечать наш город в конце весны?
Дети:
День Рождения Петербурга
Калсон:
А сколько лет исполнится городу
Дети:
318 лет
Карлсон:
Давайте возьмемся за руки и перенесемся в наше прошлое, а поможет нам в этом песочная страна. Чтобы в нее попасть, нужно произнести волшебные слова. Давайте скажем вместе.
Дети:
Пусть не сердятся родители, что измажутся строители. Потому что, тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит. И не важно, что пока, этот домик из песка.
Карлсон:
Вот мы в песочной стране. Будем строить с вами Петропавловскую крепость. Сначала создадим Заячий остров, ведь он со всех сторон окружен невской водой. Возьмите лопатки.
А кто делал окна и полы?
Дети:
Плотники
Карлсон:
Правильно, молодцы
(Развитие слухового внимания)
Летят опилки белые, летят из-под пилы,
Это плотник делает окна и полы.
Топором, рубанком, выстругивает планки,
Сделал подоконники без сучка-задоринки
Если вы меня внимательно слушали, то можете назвать инструменты, которые в своей работе использует плотник?
Дети:
Пила, топор, рубанок
Кардсон:
Молодцы! А для чего нужен рубанок? (картинка с изображением инструмента)
Дети:
Чтобы выстругивать доски, делать их гладкими.
Калсон:
Правильно, молодцы.
Крепко и мощной была воздвигнута крепостная стена, а строители и маляры сделали ее еще и красивой. Они ее покрасили. А еще, если к нам маляр пришел, то он красит двери, стены, пол. А чем он все это красит?
Дети:
Кистью с помощью краски
Калсон:
А куда он наливает краску?
Дети:
В ведро
Карлсон:
Правильно, молодцы!
Ведро, краска и кисть- это инструменты маляра.
Как видите, люди многих строительных профессий, участвовали в строительстве Петропавловской крепости. И нас, маленьких строителей, тоже много.
А теперь на кораблике поплывем на Заячий остров.
Люди, каких профессий, принимали участие в строительстве Петропавловской крепости?
Дети:
Маляры, плотники, архитекторы, каменщики
Карлсон:
У Петра Великого был замечательный архитектор Доминико Трезини. Он и придумал, каким нужно построить Петропавловский собор, начертил его план на бумаге. Какие инструменты ему для этого понадобились? Чем он чертил план7
Дети:
Карандашом
Калсон:
Чтобы линии были ровными, он пользовался…?
Дети?
Линейкой
Карлсон:
Молодцы!
Если он допускал ошибку , то стирал не правильно проведенные линии и в этом пользовался …
Дети:
Стирательной резинкой
Калсон:
Карандаш, линейка, стирательная резинка-это инструменты, которыми пользуется архитектор в своей работе. Попросим нашего архитектора внести план Петропавловского собора.
А кто же будет его возводить и строить?
Дети:
Строители-каменщики
Калсон:
Правильно, молодцы!
На острове Собор растет,
Стены каменщик кладет,
С ним помощник-мастерок.
(Стихотворение Степановой В. «Каменщик»)
- Постройка Петропавловской крепости
Калсон:
Я попрошу нашего архитектора вручить один проект Собора святых Петра и Павла каменщикам, которые будут его строить. А второй оставить себе для дальнейшей разработки-выполнить красиво и в цвете.
Дети:
Ребенок-архитектор отдает свой план каменщикам и идет раскрашивать второй экземпляр.
Калсон:
А ток будет строить ботный домик и устанавливать пушку?
Дети:
Вызывается один ребенок
Карлсон:
Остальные строители будут возводить крепостную стену и ворота.
Дети:
Дети приступают к строительству крепостной стены.
Карлсон:
В ходе строительства педагог и Карлсон спрашивают детей, какие формы они используют
Дети:
Дети называют кубы, цилиндры, конусы.
- Заключительная часть занятия
Карлсон:
Если бы Царь Петр первый был бы сейчас жив, он был ы очень доволен вашей работой и вручил бы вам за строительство Петропавловской крепости вот такие почетные дипломы.
Карлсон вручает детям открытки с изображением Петропавловской крепости
Карлсон подводит итог занятия: что нового сегодня узнали, что изучили, что больше всего понравилось.
Список использованной литературы.
- Л. Шиф «Единственный город!» : Санкт-Петербург, «Облик», 1997г.
- В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город?»: Санкт-Петербург, «Коринт», 2000г.
- «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»: Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1998г.
- Н.А. Яковлева «Наш город Санкт-Петербург», специальная литература, 1998г.
- И. Ю. Куберский «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»: Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001Г.
- Колокольчик, №2, 1997г,. Подвижная игра «По болоту Петр пошел». Слова и композиция движений С.С. Сивцевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Конспект занятия по коллективному конструированию "Строим Санкт- Петербург" 2 младшая группа
Знакомство детей с историей создания Санк- Петербурга и его достопримечательностей с помощью конструирования....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Как строился город Санкт-Петербург"
Дети в игровой и познавательной форме познакомятся с историей возникновения города Санкт-Петербург, с его основателем царём Петром Первым....
Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме "Мой Петербург"
Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы по теме "Мой Петербург"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «ТЕАТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», в котором закрепляются знания детей о театрах Санкт-Петербурга с использован...