Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Леонтьева Дарья Александровна

Развитие речи у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_1.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – период, связанный с формированием мышления и речи ребенка. Пройден этап младенчества, в котором уже заложены основы речевой активности. Наступает время усвоения родного языка.

Нормы речевого развития.

В 3 года словарный запас младшего дошкольника достигает 1000 слов, увеличиваясь к 4 годам до 2000. Ребенок проговаривает свое имя и возраст, осваивает название игрушек, животных, растений, окружающих его предметов. В четырехлетнем возрасте он активно использует местоимения «я», «мой», «твой», «наш». Понимает и правильно употребляет предлоги.

Меняется произношение, дети учатся издавать свистящие звуки, но еще не всем из них удаются шипящие. Звук «р» пока еще может заменяться на мягкий согласный «л», что считается нормой для этого возраста.

Трехлетний малыш способен выстраивать простые предложения, а в 4 года может использовать сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Речь ребенка младшего дошкольного возраста понятна взрослым, он активно общается, формулируя свои просьбы, задавая вопросы. У него появляется желание пересказывать истории, услышанные от взрослых, и даже рифмовать.

Основные направления развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дети начинают общаться не только с членами семьи. В их окружении появляются сверстники и ранее незнакомые им взрослые люди. Теперь важно научиться устанавливать контакт с ними.

В этот период необходимо активно заниматься с ребенком, используя разные способы и приемы. При выборе занятий следует помнить о том, что новая информация быстрее усваивается в игре.

Развитие мелкой моторики.

Чтобы понимать важность этой работы, нужно знать о том, что речевые центры и центры коры головного мозга, отвечающие за движение, находятся близко друг к другу. Стимулирование зоны двигательной активности действует на центры, отвечающие за речь.

Особенного внимания требует выбор игрушек и заданий для занятий. Наиболее часто используются:

  • Кубики и конструкторы, играя с которыми нужно складывать, закреплять детали, собирать по картинкам определенные фигуры. Чем старше ребенок – тем мельче детали.
  • Игры с мелкими предметами, которые должны проводиться только под контролем взрослых. Например, задания собрать бусинки, нанизать на нитку пуговицы.
  • Специальные игрушки для формирования навыков шнуровки, завязывания узелков, переливания жидкости, пересыпания песка, круп и прочих конкретных действий с разными материалами и предметами.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Лепка и аппликация.

Развитие артикуляции и правильная постановка звуков.

Если ребенку не удается произношение звуков, можно заниматься с ним специальной артикуляционной гимнастикой, чтобы

стимулировать развитие речевого аппарата.

Чтение книг и изучение картинок.

Дети любят рассматривать яркие картинки, листая книжные страницы. Можно попросить их рассказать о том, что изображено на иллюстрациях, какие события происходят, что делают люди или животные на них.

Особенно любимы детьми в этом возрасте стихи, привлекающие своей ритмичностью. Разучивая несложные потешки или считалки, малыш развивает не только речь, но и память.

Выразительное чтение взрослыми сказок, рассказов и стихов формирует у детей представление о разных интонациях, что в итоге делает их речь эмоциональной.

Чтение книг закладывает правильные стандарты речи, увеличивает словарный запас, тренирует память, расширяет детский кругозор.

Повседневное общение.

Взрослый должен постоянно разговаривать с малышом: и дома, и на прогулке, и во время игры. Одна из ошибок родителей – это общение с ребенком на его языке, исполнение любого требования, сформулированного не словом, а жестом или фразой, которую может понять только он сам и его родитель. Такое поведение взрослого не стимулирует ребенка учиться говорить правильно: выговаривать слова, верно строить предложения, развивать свой словарный запас. Нужно перестать реагировать на непонятные просьбы, добиваясь, чтобы ребенок проговаривал их нормально.

В возрасте 3-4 лет дети задают много вопросов, за что их часто называют «почемучки». Необходимо терпеливо отвечать на них и объяснять значение слов, понимая, что таким образом происходит процесс познания окружающего мира.

Развивая речь ребенка, вы тем самым улучшаете его мышление и воображение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад № 5» Кузнецова...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)...