«Знаковая символика как интерактивная форма обучения»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Надежда Николаевна Беляева

ЧИТАЕМ, РИСУЕМ, РАССКАЗЫВАЕМ.

 Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память  в основном носит непроизвольный характер.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма памяти. Малыш ещё  не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что – нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребёнок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. 

Так, когда взрослый, например, даёт ребёнку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая о чём – нибудь, направляет припоминание вопросами: «А что было потом?».  Малыш постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его.  В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.  

Например, был проведён такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала  путём соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Обучение мнемоническим приёмам запоминания привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредственными способами запоминания, но усвоенные действия не являются определяющими, в дошкольном возрасте всё – таки доминирует непроизвольное запоминание.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы  работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления память гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Маленький ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание – карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему. При заучивании наизусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие:

«Знаковая символика как

интерактивная форма обучения»

Предлагаемые методические рекомендации основаны и разработаны на основе методических рекомендаций Е.А.Юзбековой «Ступеньки творчества» и направлены на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования у детей 3 – 7 лет системного видения мира. 

ЧИТАЕМ, РИСУЕМ, РАССКАЗЫВАЕМ.

 Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память  в основном носит непроизвольный характер.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма памяти. Малыш ещё  не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что – нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребёнок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. 

Так, когда взрослый, например, даёт ребёнку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая о чём – нибудь, направляет припоминание вопросами: «А что было потом?».  Малыш постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его.  В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.  

Например, был проведён такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала  путём соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Обучение мнемоническим приёмам запоминания привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредственными способами запоминания, но усвоенные действия не являются определяющими, в дошкольном возрасте всё – таки доминирует непроизвольное запоминание.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы  работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления память гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Маленький ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание – карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему. При заучивании наизусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово. 

C:\Documents and Settings\Анастасия\Рабочий стол\НадеждаРабота\img073.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img001.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img002.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img003.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img004.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img005.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img006.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img008.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img007.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img009.jpg

Птицы, насекомые.

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img010.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img011.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img013.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img017.jpg

C:\Documents and Settings\Анастасия\Мои документы\Мои рисунки\img012.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения как средство развития личности.

Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет    педагогу:·        повысить качество обучения за счет традиционных и компьютерных ме...

Образовательный проект «Эскизы ковровых изделий для народов Севера» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим, используя интерактивные формы обучения

Долгосрочный проект по ознакомлению старших дошкольников со средой обитания россиян разных национальностей непренужденно погружает детей в игровую образовательную ситуацию, воспитывая интерес к письме...

НОД в подготовительной группе с применением интерактивных форм обучения "Выращивание кристаллов"

Закрепление знаний детей о разнообразии мира камней, познакомить с понятием "кристалл", изучение условий образования кристаллов....

Презентация "Интерактивные формы обучения грамоте"

В данной презентации представлены основные формы испорльзования интерактивной доски на дополнительных занятиях обучения грамоте....

Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...