Образовательный проект «Эскизы ковровых изделий для народов Севера» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим, используя интерактивные формы обучения
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Долгосрочный проект по ознакомлению старших дошкольников со средой обитания россиян разных национальностей непренужденно погружает детей в игровую образовательную ситуацию, воспитывая интерес к письменным формам речи, используя вариативные средства связи: "телеграмму" и "штампы-печатки". В разработке и реализации образовательного проекта участвовали воспитатели старшей группы детского сада № 67 Калининского района СПб Назарова Марина Юрьевна (высшая квалификационная категория) и Якубжанова Галия Гумаровна (высшая квалификационная категория). Образовательный проект был представлен как передовой педагогический опыт на методическом объединении педагогов Калиниского района СПб и признан положительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eskizy_kovrov.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Филина Марина Ивановна, старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Назарова Марина Юрьевна, Якубжанова Галия Гумаровна, воспитатели ГБДОУ детского сада № 67
Конспект открытого комплексного мероприятия непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста через реализацию самостоятельной творческой деятельности с использованием различных нетрадиционных технологий изображения «Эскизы ковровых изделий для народов Севера»
Цель:
Развитие социального и эмоционального интеллекта в процессе организации коллективного творческого дела при условии взаимного сотрудничества детей и взрослых на пути реализации долгосрочного проекта «жизнь народов севера».
Задачи:
- Формировать уважительные доброжелательные отношения к людям, проживающим на одной планете Земля, знакомя с особенностями природы, быта народностей крайнего Севера через поэтапное погружение в игровую образовательную ситуацию.
- Развивать монологическую разговорную речь в процессе обсуждения предметов быта, утвари, одежды, среды обитания россиян разных национальностей, обогащая словарь детей за счет расширения представлений, о явлениях социальной жизни посредствам интерактивных средств обучения.
- Воспитывать интерес, к письменным формам речи, используя вариативные средства связи: «телеграмму» и «штампы-печатки», способных вызвать эмоциональный отклик желание помочь сделать счастливой жизнь других людей.
- Вызвать интерес, к декоративно-оформительскому искусству передавая яркость, нарядность, обобщенность, единство эстетического и утилитарного в символическом отображении специфики народностей Севера, самостоятельно создавая эскизы ковров в технике нанесения штампов.
Содержание НОД:
- Ребята, смотрите, что мне сегодня утром передал сторож (показывает детям телеграмму) Что это?
- Кому она адресована? (дети: а что там написано?) и вместе читают…….
- «Детский сад № 67, группа № 2 «Фантазёры», воспитателям и ребятам старшей группы»
- Телеграмма для нас? (дети: да, для нас). Интересно? прочитаем? (читают) «Встречайте гостью с Севера, буду у вас 15 марта, Айога».
- Кто-кто? Гостья с Севера? (удивляясь) Ой, посмотрите, ребята, сколько у нас гостей, мы сразу и не заметили, и не поздоровались с вами………(здравствуйте). Вы все с Севера?
- А среди вас есть Айога?
из коридора доносится голос Айоги
- Иду, иду, я уже здесь. Здравствуйте, Марина Юрьевна, здравствуйте ребята, здравствуйте все, меня зовут Айога.
- Это Вы нам телеграмму отправили?
- Да. Я увидела в интернете фотографию вашей коллективной работы, где вы точь-в-точь изобразили место, где я проживаю. Так вот же мой родной край! узнаю……(дети: это наш макет, мы его сами мастерили, рассказывают о среде обитания, животных…все, что знают о Севере)
- Скажите, Айога, что Вас привело к нам, за тридевять земель?
- Мне захотелось познакомиться с Вами и ребятами, которые так много знают, интересуются жизнью людей на Севере.
- Айога, мы еще не всех жителей Севера на макете поселили, вот попробуй, отгадай вместе с ребятами загадку:
По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит (дети: полярная сова)
- Правильно, а вот эту загадку ни за что не отгадаете……(дети: отгадаем…)
Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (дети: дом, чум)
- Чего не хватает на макете? (дети: На макете не хватает дома, где живут люди)
- Айога: Действительно здесь не хватает моего дома.
- На Севере есть разные варианты жилищ для людей. Хотите увидеть их?
Игра «На что это похоже?» (картинки жилищ: иглу, ураса, яранга)
Картинки с предметами: треугольник, крыша дома, зонтик, круг, квадрат, пирамидка, конус и т.д. Дети подбирают карточки с подходящими предметами к каждому виду жилища.
- Айога, скажите, среди этих жилищ есть ваш дом?
- Айога: Нет, пока что-то не вижу.
- Ребята, поможем Айоге найти её дом? (дети: да….)
Игра «Сложи картинку»
Дети складывают разрезанные на части картинки с видами жилищ: иглу, юрта, яранга, чум.
- Айога: Вот же он, мой дом!
- А как же он выглядит снаружи и изнутри? Хотите посмотреть? (дети: да)
- Посмотрим на экран (1 слайд)Что это? (дети:чум)
- Наши дома, в которых мы живём, из чего делают? (дети: из кирпича, дерева, …..)
- А вот чум делают из жердей (слайд №2), посмотрите….
- Верх покрывают оленьими шкурами (слайд № 3)
- Ребята, как вы думаете, почему на Севере не строят такие дама как у нас из кирпича? Они ведь такие прочные…..(жители Севера часто переезжают с одного места на другое и перевозят дома с собой)
- А зачем, они так часто переезжают, как вы думаете? (слайд № 4) (дети: потому что охотники, ……. на Севере холодно, чум люди быстро могут построить и согреться в морозы)
- А какие предметы обихода есть в ваших домах? (обращается к детям) (дети:перечисляют)
- Как вы думаете, что есть внутри чума ( слайд № 5)
- В центре когда-то давным-давно был очаг, а теперь ставят печь.Зачем она нужна? (дети: она обогревает, на ней готовят пищу…..)
- Слайд № 6(обращаясь к детям) В своих домах вы, на чем спите? (дети: на кровати, на диване,….) А в чуме, на чём спят, как вы думаете? (дети: ……)
- Слайд №7(обращаясь к детям) Вы дома из чего едите?А из чего едят здесь? (дети: ……)
- Слайд №7 (лабаз) (обращаясь к детям) Вы дома, где вещи храните? А здесь где? (дети: ……)
- Айога, скажите, все, что сейчас рассмотрели и услышали, это действительно так?
- Айога,Да, это действительно так. И живу я в чуме и сплю я …..И готовлю я на….И ем я из… Как много вы знаете о жизни народов Крайнего Севера и её жителях. Мне так захотелось пригласить вас к себе в гости, угостить моей любимой мороженой рыбой-сёмгой с ягодами, которые я собираю в тундре: голубикой, морошкой или клюквой…. как вкусно – пальчики оближешь!!!
- М.Ю. Айога, Вы хотите пригласить нас к себе в гости? Да, но ведь это так далеко, вас не отпустят родители,
- Вы пригласите, а мы понарошку побываем, да, дети, представим, что мы в гостях у Айоги……(дети: да)
Физминутка «Чум, чум – круглый дом»;
Чум, чум, круглый дом
Побывайте в чуме том (дети идут по кругу)
Гости явятся едва (поднимают руки)
В печку прыгают дрова
Печка жарко топится (прыгают)
Угостить торопится
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Круглые оладушки (кружатся)
Вокруг чума бегают олени (показать оленей)
Где-то бродят белые медведи (показать медведей)
Приглашаю на пол сесть (дети садятся на пол)
Рыбку вкусную поесть (дети имитируют процесс еды)
Выпить вкусный сладкий морс (имитируют)
И наелся эскимос (гладят себя по животу)
- Вот и побывали мы у Вас в гостях….
Вторая часть НОД
- Айога: Ребята, вы так много знаете, не зря я к вам приехала, мне нужна ваша помощь, а для начала отгадайте загадку:
- С неба летит – перед глазами маячит.
- Всё, что есть в тундре - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (дети: Снег) - Ваша правда, снег, столько его налетает, что неуютно порой бывает. Как быть, что делать, чтобы в чуме у меня было красиво, светло, тепло и уютно, чтобы было, куда посадить гостей? (дети: нужно застелить пол коврами, их можно и на стену повесить и на пол постелить….)
- Вот здорово это мне подходит, у нас есть мастерицы, которые могут по эскизам изготовить теплые ковры. Ребята, вы сможете нарисовать для меня эскизы ковров с орнаментом (дети: да….)
- Чем можно нарисовать орнамент? Какие художественные материалы использовать? (дети: перечисляют)
- А штампы-печатки можно использовать?
- Раньше когда люди не умели писать, они пользовались нарисованными значками-символами, где каждый символ означал что-либо. Я приготовила для вас штампы. Давайте мы с вами их рассмотрим и подумаем, что могут означать эти символы, вы столько всего знаете о жизни народов Севера. (Рассматривание с детьми значков, проговаривание)
- Ребята, а как вы думаете, какой формы может быть ковер? Где и как его можно использовать? Помните, Марина Юрьевна вам показывала чум из нутри(Рассматривание готовых форм).
- Ну что, приступим к изготовлению эскизов ковра? Выберете себе форму ковра и украсьте их штампами-печатками.
- Светлана Юрьевна: Здравствуйте, я слышала ваш разговор, мне знакома одна северная мелодия я могу подыграть вам, пока вы рисуете.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, музыка поможет вам в создании красивых узоров, и новых образов. (Дети рисуют).
- Какие замечательные эскизы получились, все разные, расскажите,пожалуйста, о своих коврах, почему вы их нарисовали именно так? (Обсуждение).
- Большое спасибо вам ребята, Марина Юрьевна, вы мне очень помогли, я обязательно передам ваши эскизы нашим мастерицам в них столько света, доброты и красоты! Это очень важно для меня..
- До свидания, уходит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Мониторинг для старших дошкольников по окружающему миру 1 года обучения в гуманитарно -эстетической студии "Малышок"
Материал для педагогов дошкольных учреждений и ЦВР....
Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родного края
из опыта работы...
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Образовательный проект в области естественных наук, математики и техники для старших дошкольников участника муниципального этапа областного творческого конкурса «Шаг вперед 2021»
Образовательный проект в области естественных наук, математики и техники для старших дошкольников участника муниципального этапа областного творческого конкурса «Шаг вперед 2021». Тем...
Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...
«Использование интерактивных форм обучения дошкольников при ознакомлении с историко-культурным наследием родного края»
В ДОУ самыми эффективными формами использования информационных технологий для ознакомления с историко-культурным наследием родного края являются виртуальные экскурсии и краеведческ...