Образовательный проект «Эскизы ковровых изделий для народов Севера» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим, используя интерактивные формы обучения
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Филина Марина Ивановна

Долгосрочный проект по ознакомлению старших дошкольников со средой обитания россиян разных национальностей непренужденно погружает детей в игровую образовательную ситуацию, воспитывая интерес к письменным формам речи, используя вариативные средства связи: "телеграмму" и "штампы-печатки". В разработке и реализации образовательного проекта участвовали воспитатели старшей группы детского сада № 67 Калининского района СПб Назарова Марина Юрьевна (высшая квалификационная категория) и Якубжанова Галия Гумаровна (высшая квалификационная категория). Образовательный проект был представлен как передовой педагогический опыт на методическом объединении педагогов Калиниского района СПб и признан положительным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eskizy_kovrov.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Филина Марина Ивановна,  старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Назарова Марина Юрьевна, Якубжанова Галия Гумаровна, воспитатели ГБДОУ детского сада № 67

Конспект открытого комплексного мероприятия непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста через реализацию самостоятельной творческой деятельности с использованием различных нетрадиционных технологий изображения «Эскизы ковровых изделий для народов Севера»  

Цель:

Развитие социального и эмоционального интеллекта в процессе организации коллективного творческого дела при условии взаимного сотрудничества детей и взрослых на пути реализации долгосрочного проекта «жизнь народов севера».

Задачи:

  1. Формировать уважительные доброжелательные отношения к людям, проживающим на одной планете Земля, знакомя с особенностями природы, быта народностей крайнего Севера через поэтапное погружение в игровую образовательную ситуацию.
  2. Развивать монологическую разговорную речь в процессе обсуждения  предметов быта, утвари, одежды, среды обитания россиян разных национальностей, обогащая словарь детей за счет расширения представлений, о явлениях социальной жизни посредствам интерактивных средств обучения.
  3. Воспитывать интерес,  к письменным формам речи, используя вариативные средства связи: «телеграмму» и «штампы-печатки», способных вызвать эмоциональный отклик желание помочь сделать счастливой жизнь других людей.
  4. Вызвать интерес, к декоративно-оформительскому искусству передавая яркость, нарядность, обобщенность, единство эстетического и утилитарного в символическом отображении специфики народностей Севера, самостоятельно создавая эскизы ковров в технике нанесения штампов.

Содержание НОД:

  • Ребята, смотрите, что мне сегодня утром передал сторож (показывает детям телеграмму) Что это?
  • Кому она адресована? (дети: а что там написано?) и вместе читают…….
  • «Детский сад № 67, группа № 2 «Фантазёры», воспитателям и ребятам старшей группы»
  • Телеграмма для нас? (дети: да, для нас). Интересно? прочитаем? (читают) «Встречайте гостью с Севера, буду у вас 15 марта, Айога».
  • Кто-кто? Гостья с Севера? (удивляясь) Ой, посмотрите, ребята, сколько у нас гостей, мы сразу и не заметили, и не поздоровались с вами………(здравствуйте). Вы все с Севера?
  • А среди вас есть Айога?

из коридора доносится голос Айоги

  • Иду, иду, я  уже здесь.   Здравствуйте, Марина Юрьевна, здравствуйте ребята, здравствуйте все, меня зовут Айога.
  • Это Вы нам телеграмму отправили?
  • Да. Я увидела  в интернете фотографию вашей коллективной работы, где вы точь-в-точь изобразили место, где я проживаю. Так вот же мой родной край! узнаю……(дети: это наш макет, мы его сами мастерили, рассказывают о среде обитания, животных…все, что знают о Севере)
  • Скажите, Айога, что Вас привело к нам, за тридевять земель?
  • Мне захотелось познакомиться с Вами и ребятами, которые так много знают, интересуются жизнью людей на Севере.
  • Айога, мы еще не всех жителей Севера на макете поселили, вот попробуй, отгадай вместе с ребятами загадку:

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит
(дети: полярная сова) 

  • Правильно, а вот эту загадку ни за что не отгадаете……(дети: отгадаем…)

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
 

Служит людям он всегда. (дети: дом, чум)

  • Чего не хватает на макете? (дети: На макете не хватает дома, где живут люди)
  • Айога: Действительно здесь не хватает моего дома.
  • На Севере есть разные варианты жилищ для людей. Хотите увидеть их?

Игра «На что это похоже?»   (картинки жилищ: иглу, ураса, яранга)

Картинки с предметами: треугольник, крыша дома, зонтик, круг, квадрат, пирамидка, конус и т.д.  Дети подбирают карточки  с подходящими  предметами к каждому виду жилища.

  • Айога, скажите, среди этих жилищ есть ваш дом?
  • Айога: Нет, пока что-то не вижу.
  • Ребята, поможем Айоге найти её дом? (дети: да….)

Игра «Сложи картинку»

Дети складывают разрезанные на части картинки с видами жилищ: иглу, юрта, яранга, чум.

  • Айога: Вот же он, мой дом!
  • А как же он выглядит снаружи и изнутри? Хотите посмотреть? (дети: да)
  • Посмотрим на экран (1 слайд)Что это? (дети:чум)
  • Наши дома, в которых мы живём, из чего делают? (дети: из кирпича, дерева, …..)
  • А вот чум делают  из жердей (слайд №2), посмотрите….
  • Верх покрывают оленьими шкурами (слайд № 3)
  • Ребята, как вы думаете, почему на Севере не строят такие дама как у нас из кирпича? Они ведь такие прочные…..(жители Севера часто переезжают с одного места на другое и перевозят дома с собой)
  • А зачем, они так часто переезжают, как вы думаете? (слайд № 4)  (дети: потому что охотники, ……. на Севере холодно, чум люди быстро могут построить и согреться в морозы)
  • А какие предметы обихода есть в ваших домах? (обращается к детям) (дети:перечисляют)
  • Как вы думаете, что есть внутри чума ( слайд № 5)
  • В центре когда-то давным-давно был очаг, а теперь ставят печь.Зачем она нужна? (дети: она обогревает, на ней готовят пищу…..)
  • Слайд № 6(обращаясь к детям) В своих домах вы,  на чем спите? (дети: на кровати, на диване,….) А в чуме, на чём спят, как вы думаете? (дети: ……)
  • Слайд №7(обращаясь к детям) Вы дома из чего едите?А из чего едят здесь? (дети: ……)
  • Слайд №7 (лабаз) (обращаясь к детям) Вы дома, где вещи храните? А здесь где? (дети: ……)
  • Айога, скажите, все, что сейчас рассмотрели и услышали, это действительно так?
  • Айога,Да, это действительно так. И живу я в чуме и сплю я …..И готовлю я на….И ем я из… Как много вы знаете о жизни народов Крайнего Севера и её жителях. Мне так захотелось пригласить вас к себе в гости, угостить моей любимой мороженой рыбой-сёмгой с  ягодами, которые я собираю в тундре: голубикой, морошкой или клюквой…. как вкусно – пальчики оближешь!!!
  • М.Ю. Айога, Вы хотите пригласить нас к себе в гости? Да, но ведь это так далеко, вас не отпустят родители,
  • Вы пригласите, а мы понарошку побываем, да, дети, представим, что мы в гостях у Айоги……(дети: да)

Физминутка «Чум, чум – круглый дом»;

Чум, чум, круглый дом

Побывайте в чуме том (дети идут по кругу)

Гости явятся едва (поднимают руки)

В печку прыгают дрова

Печка жарко топится (прыгают)

Угостить торопится

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки (кружатся)

Вокруг чума бегают олени (показать оленей)

Где-то бродят белые медведи (показать медведей)

Приглашаю на пол сесть (дети садятся на пол)

Рыбку вкусную поесть (дети имитируют процесс еды)

Выпить вкусный сладкий морс (имитируют)

И наелся эскимос (гладят себя по животу)

  • Вот и побывали мы у Вас в гостях….

Вторая часть НОД

  • Айога: Ребята, вы так много знаете, не зря я к вам приехала, мне нужна ваша помощь, а для начала отгадайте загадку:
  • С неба летит – перед глазами маячит.
  • Всё, что есть в тундре  - прячет.
    А в чум попадёт – плачет.    (дети: Снег)
  • Ваша правда, снег, столько его налетает, что неуютно порой бывает. Как быть, что делать, чтобы в чуме у меня было красиво, светло, тепло и уютно, чтобы было, куда посадить гостей?  (дети:  нужно застелить пол коврами, их можно и на стену повесить и на пол постелить….)
  • Вот здорово это мне подходит, у нас есть мастерицы, которые могут по эскизам изготовить теплые ковры. Ребята, вы сможете нарисовать для меня эскизы ковров с орнаментом (дети: да….)
  • Чем можно нарисовать орнамент? Какие художественные материалы использовать?  (дети:   перечисляют)
  • А штампы-печатки можно использовать?
  • Раньше когда люди не умели писать, они пользовались нарисованными значками-символами, где каждый символ означал что-либо. Я приготовила для вас штампы. Давайте мы с вами их рассмотрим и подумаем, что могут означать эти символы, вы столько всего знаете о жизни народов Севера.   (Рассматривание с детьми значков, проговаривание)
  • Ребята, а как вы думаете, какой формы может быть ковер? Где и как его можно использовать? Помните, Марина Юрьевна вам показывала чум из нутри(Рассматривание готовых форм).
  • Ну что, приступим к изготовлению эскизов ковра? Выберете себе форму ковра и украсьте их штампами-печатками.
  • Светлана Юрьевна: Здравствуйте, я слышала ваш разговор, мне знакома одна северная мелодия я могу подыграть вам, пока вы рисуете.
  • Спасибо, Светлана Юрьевна, музыка поможет вам в создании красивых узоров, и новых образов. (Дети рисуют).
  • Какие замечательные эскизы получились, все разные, расскажите,пожалуйста, о своих коврах, почему вы их нарисовали именно так? (Обсуждение).
  • Большое спасибо вам ребята, Марина Юрьевна,  вы мне очень помогли, я обязательно передам ваши эскизы нашим мастерицам в них столько света, доброты и красоты! Это очень важно для меня..
  • До свидания, уходит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Образовательный проект в области естественных наук, математики и техники для старших дошкольников участника муниципального этапа областного творческого конкурса «Шаг вперед 2021»

Образовательный проект в области естественных наук, математики и техники для старших дошкольников участника муниципального этапа областного творческого конкурса «Шаг вперед 2021». Тем...

Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...

«Использование интерактивных форм обучения дошкольников при ознакомлении с историко-культурным наследием родного края»

   В ДОУ самыми эффективными формами использования информационных технологий для ознакомления с историко-культурным наследием родного края являются виртуальные экскурсии и краеведческ...