Методическая разработка по развитию речи в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyygod_razvitie_rechi.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Василеостровского района Санкт- Петербурга

Развитие речи в старшей логопедической группе

Тема: «Новый год»

                                       

Провела: воспитатель первой категории

                                                     Лопатко Н.И

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме «Новый год».

Задачи:

Образовательные

1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на поставленные вопросы;

2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год»;

3. Упражнять в подборе существительных к прилагательному.

Развивающие

1. Развивать умение составлять логически правильные предложения из слов;

2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику.

Воспитательные

1. Воспитывать познавательный    интерес, доброжелательность, дисциплинированность.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки,  мишура,  гирлянда), конверт с письмом,  пазл- волшебник.

Раздаточный материал:

Елочные игрушки (плоскостное изображение)

Предварительная работа:

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Новый год». Заучивание стихотворений о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Ход НОД

- Ребята, посмотрите, что это такое?  (конверт не подписан) Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и  письмо). В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть, узнаем от кого оно.

Дети собирают картинки- пазл (на картинке изображен волшебник). Все ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы сможем с вами его прочесть. (воспитатель читает письмо)

Письмо

«Здравствуйте, дорогие ребята !

Пишет вам добрый волшебник. Вы получили флэш - карту , но вы сможете  открыть ее только тогда, когда выполните все задания, которые я для вас приготовил. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. И всех, кто выполнит задание, ожидает интересный сюрприз.»

 -Вы готовы? Тогда удачи!

Задание №1 «Загадки- отгадки»

Воспитатель: дети, выполним задания от волшебника

Дети: да!

(воспитатель читает загадки, дети отгадывают их,  а отгадки- картинки,  воспитатель прикрепляет к доске)

Воспитатель: Слушайте внимательно, чтобы правильно их отгадать.

Она в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

Нарядим как красавицу

Сейчас мы нашу (елочку)

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это?  (Дед Мороз)

С Дедушкой Морозом рядом,

Блещет праздничным нарядом.

Нам загадки задает,

Водит хоровод, поет.

Из снежинок курточка,

Это кто?  (Снегурочка)

Праздник к нам приходит ночью,

Хоть и поздно это очень,

Звон часов, двенадцать  бьет,

Наступает…  (Новый год)

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем говорить сегодня?  А что принято делать перед Новым годом?

Дети, а без чего не может быть нового года?

Дети: новогоднего праздника не может быть: без елочки, Деда Мороза, Снегурочки, подарков, гирлянд, песен и т.д.

Игра «Подбери признак»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки – отгадки и скажите пожалуйста, какая елочка?

Дети: зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная

Воспитатель: Праздник Новый год какой?

Дети: веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый

Воспитатель: Дед Мороз какой?

Дети: старый, добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный

Воспитатель: Снегурочка какая?

Дети: веселая, добрая, красивая, умная

Воспитатель: подарки какие?

Дети: разнообразные, неожиданные, красивые, полезные

Воспитатель: Дети, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь- наружу)

Висят на елке шарики (показать шар)

Светятся фонарики (фонарики)

Вот сверкают льдинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет (пальцы шагают по коленям)

Всем подарки он несет (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать (1,2,3 и т.д) (по очереди сгибают каждый палец)

Воспитатель: Посмотрите на нашу елочку. Мне кажется, на ней чего- то не хватает.

Дети: на елочке не хватает игрушек.

Воспитатель: Да, на ней не хватает игрушек. Давайте украсим елочку и расскажем, чем мы ее украшаем.

Задание «Украсим елочку»

Воспитатель ставит на стол модель елочки и к ней набор мелких игрушек. Затем предлагает детям поочередно подойти к елочке и повесить на нее по одной игрушке, комментируя свои действия

Я украшу елочку шарами

Я украшу елочку гирляндами

Я украшу елочку бусами

Я украшу елочку снежинками

Воспитатель: Какая получилась елочка?

Дети: красивая, нарядная, украшенная …

Упражнение «Чего не стало?»

Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку.  А вы, скажите чего не стало?

Задание Игра «Скажи какой, какая или какие?»

Воспитатель: На нашей елочке много красивых игрушек и все они сделаны из разных материалов:

Елка из пластмассы (какая) – пластмассовая

Игрушка из стекла – стеклянная

Мишура из бумаги – бумажная

Свечи из воска – восковые

Конфеты из шоколада – шоколадные

Игрушки из дерева – деревянные

Фигурки из фарфора- фарфоровые

Шапка из меха – меховая

Воспитатель: дети, чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо набраться сил,  я предлагаю вам немного отдохнуть

Физкультминутка

Маленькой елочке, холодно зимой

Из лесу елочку взяли мы домой (дети, водят хоровод, вокруг елки)

Сколько на елочке, шариков цветных,

 розовых пряников, шишек золотых (дети делают руками фонарик)

Бусы повесили, встали в хоровод

Весело, весело, встретим Новый год (дети, имитируют движения, хлопают в ладоши)

Задание " Говорю ласково".

Воспитатель: дети, следующее задание от волшебника. Сейчас мы немного поиграем в замечательную игру " Говорю ласково"(словоизменение).

Дети стоят в кругу, воспитатель каждому бросает мяч, дети   называют  слова.

- Елка – елочка, (санки- саночки, палки- палочки, время- времечко, утро- утречко, имя- имечко, сердце- сердечко,  кольцо- колечко, крыльцо- крылечко, заяц- зайчик,  стул- стульчик, белка- белочка, снежинка- снежиночка, подарок- подарочки, игрушка –игрушечка, шапка- шапочка,  гирлянда- гирляндочка, снег –снежочек, игрушка –игрушечка)

Задание «Доскажи словечко»

Воспитатель: а вот и следующее задание.  Я буду вам зачитывать стихотворение, а вы должны досказать недостающее словечко. Готовы? Тогда слушайте внимательно.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник …

Дети: Новый год

Воспитатель: Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет …

Дети: от елки

Воспитатель: Ветки слабо шелестят,

Бусы яркие…

Дети: блестят

Воспитатель: и качаются игрушки

Флаги, звездочки…

Дети: хлопушки

Воспитатель: нити пестрой мишуры, колокольчики
Дети:
шары

Воспитатель: рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы…

Дети: снегурки

Воспитатель: белоус и краснощек под ветвями..

Дети: Дед Мороз

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

   -А что еще интересного вы сегодня узнали, ребята?  Чем мы занимались сегодня? Что Вам понравилось?

-Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех, с Наступающим Новым годом, вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине в старшей группе".

Рассматривать картину начните с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правиль­ному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить  отвечать на вопросы.  ...

Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис использованием технологии развивающего обученияпо развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну красивой речи»...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...