Сообщение из опыта работы
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Педагогический опыт на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Кузнецка

                                           

Педагогический опыт на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»



                                                                                                                     Выполнила:

Загарина Ольга Александровна

воспитатель

г. Кузнецк, 2019

Содержание

Приложение 1……………………………………………………………………...22

Приложение 2…………………………………………………………………….24

Приложение 3…………………………………………………………………….26

Приложение 4…………………………………………………………………….31

Приложение 5…………………………………………………………………….35

Приложение 6…………………………………………………………………….36

Приложение 7…………………………………………………………………….44

Приложение 8…………………………………………………………………….47

Приложение 9…………………………………………………………………….51

Приложение 10…………………………………………………………………...66

Введение

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» А.С. Макаренко.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Я считаю, все это может дать театрализованная деятельность. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

Предмет опыта обобщения: теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста через театрализацию.

Цель опыта обобщения: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие 

задачи:

  1. Охарактеризовать работу воспитателя по развитию речи с детьми дошкольного возраста через театрализацию.
  2. Описать работу воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализацию.
  3. Рассмотреть формы и методы работы воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализацию.
  4. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой       деятельности.
  5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
  6. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  7. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
  8. Обогащать и активизировать словарь детей.
  9. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  10. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  11. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  12. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  13. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  14. Воспитывать желание играть театральными куклами.
  15. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Гипотеза состоит в следующем:

  • анализ официальных документов, учебно-методических, научных источниках литературы развития речи детей дошкольного возраста через театрализацию.

Практическая значимость состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного учебного исследования, что способствовало формированию общих компетенций, направленных на осознания сущности и социальной значимости профессии.

Структура состоит из введения, двух глав, приложений, заключения, списка использованных источников, глоссария.

В первой главе представлены научные основы исследования проблемы эволюции детско-родительских отношений.

Во второй главе представлены практические аспекты организации работы воспитателя детей дошкольного возраста по оптимизации детско-родительских отношений.

В заключении даны основные выводы исследования.

Список использованных источников содержит 5 наименований официальных источников.

Глоссарий содержит основные определения десяти научных понятий по теме исследования.

Глава 1. Теоретическая часть.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи -непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.

Театрализованной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста я занималась сравнительно не долго, три года. В течение учебного года мы ставили две сказки, праздник «День космонавтики», концерт «Мы любим песни», а так же включали театрализацию в сценарии праздников и развлечений.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Обратили внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх. Работу над темой «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» я буду продолжать, опираясь на возрастные особенности. Хочется обогатить их пока ещё небольшой театральный опыт: дать знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Родители наших детей очень активно откликаются на все предложения и доброжелательно относятся к нашим задумкам.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущую деятельность-игровую, расширить свой словарный запас, сделать речь более выразительной.

Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и

активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.


Глава 2. Практическая часть.

Свою работу с детьми мы начали со средней группы. (4-5) лет.

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Мы считаем, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

На первоначальном этапе работы в средней группе был проведен мониторинг (Приложение1).

В процессе игровой деятельности детей был определен уровень развития речи каждого ребёнка, был сделан вывод, что дети нашей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения, плохо владеют навыками кукловождения. На начало года высокий уровень у детей достигал 10%, средний уровень составлял 45%, низкий уровень-45%.

Для достижения цели определили последовательность действий:

-Изучение научно-методической литературы по теме.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

-Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности (Приложение №2).

-Консультации для родителей на тему «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (Приложение 3).

Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовались следующими факторами:

  • возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
  • доступность содержания деятельности;
  • сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • постепенное усложнение.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. Для работы по развитию речи мною было проведено тематическое занятии «В мире загадок». (Приложение 4).

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые показываем детям, а дети повторяли, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходили к театрализованной деятельности.

Кроме этого рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

В конце года мною также был проведен мониторинг. Высокий уровень составил 50%, средний уровень-25%, низкий-25%.

С детьми старшего дошкольного возраста часто использовались игры с разными видами театра «Придумай сказку», дети с удовольствием включались в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: « Я мыл посуду и случайно разбил чашку», « Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой». Потом просила детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

При чтении произведения старались использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводили беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивали у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Когда текст хорошо усвоен, приступали к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом были использованы знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовали как упражнения. Также с детьми в начале и конце года был проведен мониторинг. (Приложение 5).

Итогом нашей работы в старшей группе был показ сказки «Колобок» для детей младших групп. (Приложение 6). И так же с детьми показали праздничный концерт «День Космонавтики». (Приложение 7).

В подготовительной группе (6-7) лет для обучения детей развитию речи через театрализацию было написано перспективное планирование. (Приложение 8). В начале года вместе с детьми показали театрализованное представление «Осени цветные сны». (Приложение 9).

С целью развития воображения, мышления, памяти детям предлагалось закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предлагали детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, мы следили за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

  Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Рассердились на драчуна.

6. Обиделись.

7. Мне грустно.

8. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараемся осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомим детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаем задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Мы ненавязчиво помогаем детям объединяться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учим детей посредством движений передавать характер литературного героя. Вместе с детьми обсуждаем, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями и мастерами нашего детского сада: взрослые изготавливают приглашения, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их. Вот именно так мы с детьми ставили сказку на новый лад «Муха-Цокотуха».

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Добиться положительных результатов в театрализованной деятельности мне позволил реализованный мною долгосрочный проект в старшей группе, цель которого направлена на создание условий для социально-коммуникативного, познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием приема мнемотехники.

В процессе реализации проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализацию»:

- повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвовали в драматизации сказок;

- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;

- активизировалась речь детей, обогатился словарный запас;

- дети с интересом смотрят театральные постановки других и с удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности;

- родители активно включились в образовательную деятельность группы, благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра.

Работа в рамках данного проекта строилась в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволила успешно решить задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Вывод: Сравнив результаты диагностических исследований по театрализованной деятельности, мы пришли к тому, что нам удалось добиться положительных результатов. (Приложение 10). Речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей».

Заключение

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры – драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В данной работе был проведен анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами театра, раскрыта роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы и методы руководства театрализованными играми, методика руководства играми-драматизациями. Разработаны этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в данной работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

Результат проделанной работы:

 -У детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности.

-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки

-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.

-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и дальше.

Глоссарий

Список использованных источников

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения – М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

  1. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
  3. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
  4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
  5. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


Приложение 1


Перспективное планирование

Сентябрь2016г.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи. Диагностика детей.

Октябрь2016 г.

 Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского;

«Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Ноябрь-Декабрь2016 г.

 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Петушок и бобовое зернышко»«Красная шапочка». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Январь2017 г. 

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Февраль2017г.

 Работа с загадками. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март2017 г.

Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок».

Апрель 2017г.

 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя..

Май 2017г. 

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказок: «Лисичка–сестричка и волк»«Три поросенка». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Лисичка–сестричка и серый волк» детям на запланированном занятии.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе.

Диагностика детей.


Приложение 2

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Влияние загадок на развитие речи детей-дошкольников

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Загадки  можно, использовать и в завершении  деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. Е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. Д. )Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОВЗ.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. Д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.















Приложение 3

Конспект тематического занятия «В мире загадок».

Задачи:1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности.

2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

3. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку почувствовать себя более уверенно.

Материал: По числу детей в группе: игрушки – разные виды транспорта; набор фруктов, ранее рассматриваемых детьми: игровой персонаж – заяц Степашка, Чебурашка.

Организация. Дети вместе с воспитателем переходят от одной игровой ситуации к другой, заранее подготовленной воспитателем (выбор транспорта, гараж, магазин фруктов, дерево с игрушками).  

Ход занятия.

В гости к детям приходит Степашка.

СтепашкаЗдравствуйте, ребята, как у вас красиво в детском саду. К какому же празднику вы готовитесь? А я пришёл к вам из страны Загадок, где все умеют отгадывать и сочинять загадки, и где есть много разных игрушек, почти столько же, как и у вас в группе. А вы, дети, умеете отгадывать загадки? Давайте я проверю. Отгадайте кто это?

Мохнатенька, усатенька

Молочко пьет,

песенки поет

Мяу-мяу. 

(Кошка).

Кто рано встает,

Громко песни поет?

Ку-ка-ре-ку.

(Петушок). 

Степашка. Отлично! Умеете отгадывать загадки. Тогда давайте отправимся в страну Загадок. А на чём же можно путешествовать? 

(Дети называют разные виды транспорта.) 

Воспитатель достает игрушки – различные машины, дети называют их.  

Воспитатель: Ребята, а теперь каждый «выбирает глазами» какую-то из машин и загадывает загадку о ней.

Первую машину выберу я. (дает образец рассказа-загадки)

Я поеду на грузовой машине, у которой четыре черных колеса, красная кабина и синий кузов. В кузов можно будет загрузить много разных полезных вещей. Отгадайте, на какой машине я поеду? А как вы догадались? Да я рассказала, что моя машина грузовая, я сказала, какого цвета у неё кабина, какого цвета кузов и что на ней можно перевозить. 

Степашка. А я поеду на специальной машине. У неё красная кабина, длинная лестница, бачок с водой, шланг. Если вдруг во время пути где-то случится пожар, то я смогу помочь его потушить.

 Дети отгадывают загадку Степашки. Каждый ребенок также выбирает себе машину и загадывает о ней загадку. Затем дети берут свои машины и «едут на ней» в игровой уголок, где построены гаражи.  

ВоспитательПосмотрите, дети, все гаражи разные, они разной длины и ширины. Поставьте свою машину в тот гараж, который для неё подходит. Каждый ребенок ставит свою машину в соответствующий гараж. 

Степашка. А давайте пойдем в магазин и купим в дорогу фруктов.

 Дети подходят к столу с фруктами. Называют их, вспоминают их качества, выбирают считалкой продавца.  

Воспитатель. Каждый ребенок может купить себе фрукт, но для этого он должен загадать о нем загадку.

 Воспитатель выставляет перед детьми уже знакомую им схему описательного рассказа о фруктах.  

Степашка. Отгадайте, какой фрукт я хочу купить. Мой фрукт желтого цвета, длинный, сладкий, без косточек, с толстой кожурой. Его надо сначала очистить, а потом есть. Из него можно сделать сладкий салат. Затем каждый ребенок описывает свой фрукт, «покупает его», складывает в пакет. 

Степашка. Ну, теперь до страны загадок чуть-чуть осталось, поедем на автобусе. 

Дети строят из стульчиков автобус, впереди садится водитель. 

На автобус пересели,

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Бабушкам и дедушкам место уступили,

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В заднюю дверь мы входили,

Из передней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли. 

Воспитатель. А кто же нас встречает в стране загадок. Да это же Чебурашка, самый загадочный зверь.

ЧебурашкаЗдравствуйте дети, здравствуй Степашка. Степашка, что ты больше всего любишь? 

СтепашкаКонечно морковку. 

Чебурашка. Ребята, давайте все вместе составим загадку о морковке.

Например, загадка о морковке может включать следующие изображения: треугольник, лиса, снеговик, заяц, сок, суп, лейка, лопата, салат. 

Чебурашка. Морковка похожа на треугольник, рыжая, как лиса, нужна снеговику и зайке, её можно найти в салате и супе.

 Кто-нибудь из детей помогает наклеивать картинки. 

Чебурашка. Вот какая загадка у нас получилась: Её из лейки поливают, Потом лопатою копают, затем в салаты отправляют и даже зайку угощают. Для детей она нужна, для снеговика – важна. Что за рыжая плутовка? А зовут её… (Морковка).

ЧебурашкаА теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на моем дереве.

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Висит она вниз головой,

Не летом висит, а зимой.

Но солнце её припечет,

Растает она и умрет.

Маленький Антошка

На одной ножке,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Чебурашка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.

ВоспитательДо свиданья, Чебурашка. А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас вымоем фрукты и приготовим вкусный, сладкий фруктовый салат.



Приложение 5


Сценарий театрализованного представления по сказке «Колобок» для детей младшей группы

Цель: создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи.

Обучающие:

  1. Закреплять знания детей о содержании русской народной сказки "Колобок"
  2. Учить узнавать и называть диких животных (зайца, лису, волка, медведя, активизировать в речи детей слова-описания (румяный, косолапый, длинные уши, рыжая, голодный).

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Формировать чувственное восприятие.
  3. Развивать диалогическую речь детей посредством их участия в действии сказки.

Воспитательные:

  1. Формировать нравственные качества (сострадание, желание помочь, доброжелательность).
  2. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Ход:

Воспитатель-сказочница: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, девочки и мальчики! Мы вас в гости пригласили нашу сказку посмотреть. Много сказок есть на свете, сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать и немножко поиграть. На снежной полянке стоит избушка, в ней живут старик да старушка.

(Выходит дед, чистит снег. Бабка стол накрывает к чаю).

Дед: Испеки-ка,бабка,внучке нашей колобок. Скоро у Машеньки именины.

Бабка: Да из чего испечь-то? Муки нету.

Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберешь муки.

Бабка: Хорошо. Я помету-поскребу.

(Дед уходит. Бабка начинает месить тесто.)

Сказочница: Ребята, давайте бабушке поможем тесто месить, колобок лепить.

Пальчиковая игра:

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,

Раскатали все кусочки

И слепили колобочки.

Сказочница: Молодцы, ребята. Испекла бабка колобок, посадила его на окошко студить, а сама ушла. Надоело колобку лежать на окне, решил сам он бежать к внучке Машеньке.

Колобок: По дорожке я качусь, никого я не боюсь.

По тропинке прыг да скок

Я румяный Колобок.

(Катится, а на встречу Заяц).

Колобок: Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит средитравы-уши больше головы.

Дети: Заяц!

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Сказочница: Что ты, Зайка, Колобок бежит к внучке Машеньке на именины. Не ешь его, а поиграй лучше с нашими малышами.

Игра с Зайцем.

Зайцем быть так хорошо-

Можно прыгать высоко.

Вверх поднимешь лапки-

Хлоп-хлоп-хлоп.

Вдруг расставишь ножки-

Топ-топ-топ.

Скачут зайки высоко,

Это зайкам так легко.

Заяц: Спасибо, малыши. Весело я с вами поиграл, не буду есть Колобка.

(Покатился Колобок дальше. Навстречу Волк.)

Волк: Я Волчок-серый бочок. Лес защищаю, поляну охраняю. Тебя не пропущу, съем. Очень я голодный и злой.

Сказочница: Волк, не ешь Колобка! Ребята помогут тебе рыбки наловить.

Игра «Поймай рыбку» (под музыку)

Дети подныривают под ленту, «ловят» рыбку и складывают Волку в корзину.

Волк: Спасибо! Как много рыбы мне наловили. Не буду есть Колобка.

Сказочница: Покатился Колобок дальше. Перед ним лес дремучий. В лесу Медведь живет. Страшно Колобку. Давайте, ребята, проводим Колобка.

Игра «У Медведя во бору».

Медведь: Кто меня разбудил? А, это ты Колобок? Я тебя съем!

Сказочница: Мишенька, не сердись, не ешь Колобка. Наши дети хотят с тобой поплясать.

Пляска.

Медведь: Ох, как же я устал. Хорошо я поплясал. Пойду теперь спать. Беги, Колобок, дальше.

Колобок: По дорожке я качусь,

Никого я не боюсь.

По тропинке прыг да скок

Я румяный Колобок.

Сказочница: Смотрите, впереди из-за куста смотрит рыжая Лиса. Мы Лису перехитрим, на носочках пробежим.

Звучит музыка «Выход лисы»

Лиса: Ах, вы, хитрые детишки, вы детишки-шалунишки! Не обманете меня, съем я вашего Колобка.

Сказочница: Ребята, надо спасать Колобка. Давайте оденем шапочки Колобков и убежим от Лисы.

«Игра Лиса и Колобки» (под музыку)

Сказочница: Раз, два, три! От Лисы в разные стороны беги!

Лиса: Перехитрили меня, не смогла я догнать Колобка.

Сказочница: А Колобок побежал дальше. Так и докатился до домика внучки Маши.

Внучка: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Колобок! Очень рада видеть вас. Я приготовила угощение.

(Угощение детям)

Сказочница: Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Попрощаемся мы с Колобком и Машенькой и пригласим приходить к нам еще в гости.

Приложение 6

Перспективное планирование.

Сентябрь 2018 г

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Беседы с родителями:

- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Диагностика.

Октябрь 2018 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

«Осень».

«Осень в лесу».

«По грибы».

Чтение, беседы по рассказам, пересказ:

«Осень» И. Соколов-Микитов.

«Лес осенью» И. Соколов-Микитов

Чтение и заучивание стихотворений:

- И. Бунин «Листопад» (отрывок).

Театрализованная деятельность:

- Осенний театрализованный праздник.

Ноябрь 2018 г.

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- В. Сутеев «Мешок яблок».

Беседы:

«Что я знаю о себе»;

Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

«ветры»;

«подуем на плечо»;

«листики осенние»;

«запасливые хомячки»;

«пузыри»;

«надуем шарик».

Дидактические игры:

«Буква моего имени»;

«Назови слова»;

«Употребление предлогов»;

«Придумай новое слово»;

«Что лишнее?»;

«Составь рассказ по картинке».

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Декабрь 2018 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

- сюжетные картинки («Зима»«Зимние забавы»)

Январь 2019 г.

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.

Чтение и беседы по рассказам:

«Четыре желания» К. Ушинский.

«Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

«Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

«Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша»

Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

«Зимовье зверей».

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

«Погреем пальчики»;

Дидактические игры:

«Читаем сами»;

«Логопедическая ромашка»;

«Читаем с ударением»;

«Сочини предложение»;

-«Противоположности»;

Консультации для родителей:

«Воспитание ответственности у детей».

Февраль 2019 г.

Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.

Март 2019 г.

Знакомство с пословицами и поговорками о весне.

Составление рассказов по сюжетным картинкам:

«Весна».

«Птицы прилетели».

Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

«Играющие собаки» К. Ушинский.

«Сыновья» В. Осеева.

«Помощница» Е. Пермяк.

«Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение и заучивание стихотворений.

Чтение и обсуждение, пересказ сказок.

Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Дидактические игры:

«Придумай рассказ про…»;

«Сложи слово»;

«Азбука»;

Консультации для родителей:

«Речевая готовность ребенка к школе».

Папка передвижка:

«Как избежать школьных неудач».

Апрель 2019 г.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

Май 2019 г.

Обучение сочинению сказок.

Диагностика детей.

Приложение 7

ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК
« ОСЕНИ ЦВЕТНЫЕ СНЫ»
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий, Осень, Художник
Дети:
Красная краска
Оранжевая краска
Желтая краска
Зеленая краска
Коричневая краска
Серая краска
Доктор Неболейкин, Медсестра Витаминка

Морковь
Свекла
Капуста
1 Огурец
2Огурец
Томат
Лук
На танец «Листики осенние» 3 девочки и 3 мальчика

Под музыку в зал, танцуя, входят мальчик и девочка №1
Мальчик: Осень золотая, как ты хороша!
Звонким колокольчиком запоет душа.
И опять закружится листьев хоровод.
По осенним лужицам лето уплывет.

Девочка: Не забудем осени мы цветные сны,
Будем ждать с надеждою солнца и весны!
Радуйтесь, ребята, собирайте листья,
Нарисуйте осень золотою кистью!
Звучит фонограмма. В зал входят дети. № 2
Ведущий: Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая эта пора:
Пришла к нам опять Чудо-Осень.
1 ребенок: Ветер треплет кудри тополиные.
И летят, как бабочки на свет,
Листья с дуба, клена и рябины –
Золотая Осень шлет привет.
2 ребенок: Утром травы росами заплакали,
В паутинке бисерной – слеза.
Днем из туч тяжелых слезы капали,
Закрывали солнышку глаза.
3 ребенок: Разрумянилась под окнами осинка,
Как цветок, аллея расцвела.
На березе – желтая косынка.
Это Осень краски им дала.


Песня «Разноцветны стекляшки»

(текст песни)

Сл. Л.Рубальская, муз. Б.Савельев№ 3

Я с утра гляжу в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Две обычных серых кошки

Мокнут посреди двора,

Мокнут посреди двора,

Мокнут посреди двора.

Сделать их цветными может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Для чего нужны стекляшки

Рассказать уже пора,

Рассказать уже пора,

Рассказать уже пора.

Смотришь в них и мир раскрашен —

Вот и вся наша игра,

Вот и вся наша игра,

Вот и вся наша игра!

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

(Дети садятся на стульчики)
4 ребенок: Посмотри, как на картинке,
Гроздья алые горят.
Это тонкие рябинки
Примеряют свой наряд.
5 ребенок: Рассыпает солнце искры,
Закружился листопад.
И на ветках золотистых
Капли дождика дрожат.
6 ребенок: Все тропинки и дорожки
Будто в пестрых лоскутках.
Это осень осторожно
Ходит с краскою в руках.

Ведущий: Красавица Осень спешит к нам сюда,
Давайте ее дружно встретим, друзья.
Но Осень сюда не одна к нам идет,
Осенние краски с собою ведет!


Под музыку в зал входит Осень, ее окружают Краски № 4


Ведущий: Осень на землю пришла не спеша,
Ах, как красива ты, как хороша!
Нежно ступая по лесу прошла,
Краски осенние к нам привела.
Осень: Вот и пришел мой осенний черед.
Вас, мои краски, я вышлю вперед.
Листья раскрасьте, траву и кусты,
Яблоки, груши и даже грибы!


Под музыку в зал входит Художник с кистью и палитрой в руках. № 5


Художник: Приветствую всех! Я – художник известный.
Хочу написать пейзаж я чудесный.
Но вот в чем беда: палитра пустая.
Где краски осенние взять, я не знаю.


Ведущий: Да вот же они! Оглянись, посмотри!


Художник рассматривает Краски


Художник: Как много здесь красок! Не две и не три…

Придется мне выбрать лучшую краску.
И будет картина прекрасна, как в сказке!


Осень:
 Краски, художнику вы помогите,
Все о себе поскорей расскажите.
Только не ссориться вас попрошу,
Краски я все и ценю, и люблю!
Я же пойду в поле птиц провожать,
Скоро увидимся с вами опять!


Осень уходит.
Желтая краска: Ну что ж, хоть Осень наказала,
Поспорить нам здесь не мешало,
Какая краска всех главней,
Всех ярче, лучше и нужней.
Красная краска выходит вперед
Красная краска: Я – Красная, я ярче всех,
Имею осенью успех.
Покрашу гроздья у калины,
Нарядной сделаю осину.
В саду на яблоки взгляни,
Вмиг стали спелыми они.
В почете клюква у меня,
Брусника – тоже мне родня!
Сейчас я позову друзей.
Пусть встанут в круг они скорей!

ТАНЕЦ «ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ» № 6 (3 девочки и 3 мальчика)

Ведущий: Да! Обойди весь белый свет,
Но ярче Красной краски нет!


Желтая краска выходит вперед
Желтая краска: И все же Желтая – главней!
Я Осени всего нужней!
Деревья в золоте стоят,
Листочки нежно шелестят.
Чудесен желтый листопад,
Ты оторвать не можешь взгляд.
Вот желтые подсолнухи
И желтая трава.
И золотою краскою зовут меня не зря!
( взмахивает рукой)
Эй, листья золотые,
Друзья мои родные,
Сюда скорей летите,
Нам песню подарите!

ПЕСНЯ «НАСТУПИЛА ПОСЛЕ ЛЕТА ОСЕНЬ» № 7

Сл.и муз. О.Осиповой

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

С неба льется чаще, чаще

Дождик, дождик.

Мы раскроем поскорее

Зонтик, зонтик.

Плачут-плачут тучки

Кап-кап-кап.

Лица грустные у мам и пап.

Лица грустные у детворы

От осенней слякотной поры.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень, раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы.

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают птицы вдаль. - 3 раза


Осень: Я вижу, Зеленая краска молчит.
Встала в сторонке и тихо грустит.
Ее попрошу не стесняться
И рассказать о себе постараться.
Выходит Зеленая краска
Зеленая Краска: Осенью и я сгожусь!
Зеленым цветом я горжусь.
Моя зеленая трава
Заметна всем издалека.
И листья ранней осенью
Зеленый цвет не сбросили.
А сосны с елками мои,
В любое время зелены!
А потому , и я важна,
И тоже Осени нужна!
Художник: Коричневая, что молчишь?
Не хвалишься и не кричишь?


Выходит Коричневая краска
Коричневая краска: А я хвалиться не люблю.
И спорить с вами не хочу.
Хоть и коричневая я,
Но любит Осень и меня!
Я крашу шляпки у грибов,
У толстеньких боровиков.
И желуди – мои друзья,
Им краска нравится моя.
Хоть яркой я и не зовусь,
Но все же цветом я горжусь!


Осень: Осенним днем,
Лишь дождь пройдет,
Спешат все люди в огород.
Там на коричневой земле,
В зеленой кружевной ботве
На грядках овощи растут,
И ждут, когда же их сорвут,
Положат в ведра и корзины.
А в овощах тех – витамины!

Ведущий: О полезных витаминах
Мы сейчас поговорим.
Из известной передачи
В зал гостей мы пригласим.
Под песню-заставку из телепередачи «Жить здорово!» в зал входят
доктор Неболейкин и медсестра Витаминка. 
№ 8

Неболейкин: Вас приветствуем, друзья,
Доктор Неболейкин я.
Витаминка:Витаминка медсестра,
Рада видеть вас всегда.
Неболейкин: Где больные? Кто здесь болен?
Быть болезни не позволим.
Витаминка: Что вы, доктор, подождите,
Не спешите, не лечите.
Здесь Андрейки, Гали, Вовы.
Только все они здоровы!
Неболейкин: Все здоровы? Вызов Ложный?
Что ж, ошибся я, возможно.
Но в гости мы пришли не зря:
Приближается простудная пора.
Чтоб болезни не лечить,
Нужно их предупредить.
Витаминка: Чтоб здоровым, крепким быть,
Нужно овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!


Неболейкин и Витаминка отходят в сторону.

Звучит музыка. На передний
план выходят дети в костюмах овощей. 
№ 9


Все овощи: Мы попали к вам, ребятки,
Прямо с витаминной грядки.


Морковь: Я – девица из темницы,
И коса на улице.
Цветом и красой моей
Каждый залюбуется.
Я богата витамином,
Всем известным каротином.
Догадались, кто я? Ловко!
Я – полезная морковка!
Томат: Ну а я, друзья, томат,
Витаминами богат.
Сочный, красный я
И гладкий,
Меня любят все ребятки!
Если сок томатный пьешь,
То быстрее подрастешь!
Свекла: А я – свекла, загляденье!
Борщ со мною – объеденье!
А попробуй на обед
Разноцветный винегрет!
Я румяна и сладка,
Для здоровья я нужна!
Лук: Ну, а я – лучок,
Сердитый старичок!
Я заразу убиваю
И болезни выгоняю.
Чтоб всегда здоровым быть,
Нужно свежий лук любить!
Капуста: А я – белая капуста,
Мои листья растут густо.
Я полезна и вкусна,
Витаминами полна.
Без меня невкусны щи,
В них всегда меня ищи.
Для начинки в пирожок
Пригожусь тебе, дружок!
2 Огурца вместе: С нами все дружить хотят,
Огурцы со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой.
В завтрак, ужин и обед
Ничего полезней нет!
Доктор Неболейкин и медсестра Витаминка выходят вперед.
Неболейкин: Все у нас теперь в порядке,
Огорчаться нет причин,
Ешьте больше витамин!
Витаминка: Для чего растут бананы,
Сливы, яблоки и груши?
Я скажу вам по секрету:
Их полезно очень кушать!
Нужно их собрать в корзинку,
Бросить в соковыжималку.
И тогда мы все получим
Дети вместе: Силу, бодрость и закалку!
Под музыку Неболейкин, Витаминка, овощи садятся на стульчики № 9
Ведущий: Смотрите, краска Серая
Глядит на нас с опаской.
Художник: А потому что Серая
Придумана напрасно.


Серая краска: Я думаю, неправы вы!
Все краски на земле нужны.
Приходит осенью пора
Для Серой краски, для меня.
Вот тучи серые плывут
И серые дожди идут.
Нередко осенью, дружок,
Бывает пасмурный денек.
По серым лужам мы идем
Ненастным и холодным днем.
Но Осень помнит про меня,
И тоже Серая нужна.

Оранжевая краска: Согласна с Серой краской я:
Все мы нужны, все мы – друзья!
Оранжевая краска 
Видна издалека.
Своим веселым цветом
Рябины крашу я.
Пылают алым клены,
Но дуб стоит зеленый.
Немало ярких красок
Есть на земле моей,
А с ними мир прекрасней,
Светлее и добрей!


Художник (показывает зрителям картину):

Палитра моя ярких красок полна.
Как радуга в небе сияет она!
Теперь я закончил осенний пейзаж
И всех приглашаю на свой вернисаж.

Осень вносит в зал угощение

Осень: Старались краски, кто как мог,
Заданье выполнили в срок.
Был спор напрасен ваш, друзья,
Вокруг такая красота!
За праздник всех благодарю,
Вам угощение дарю.
Вот и закончен мой черед,
Ведь скоро к вам зима придет!
Под музыку дети уходят из зала № 2






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....