Мастер-класс "Волшебные колечки" (метод развития связной речи)
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОМАШКА» ГОРОДА ФУРМАНОВА
МАСТЕР-КЛАСС
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ»
(МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
(выступление на городском методическом семинаре для педагогов Фурмановского муниципального района)
Разработала:
Учитель-логопед Иванова Д.А.
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
1.Дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений;
2.Повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
3.Показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников;
4.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога.
Оборудование:
Пособия «Волшебные колечки», колечки с картинками, цифрами, счетным материалом.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен педагогам дошкольного образования.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
1.Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
2.Внедрение в образовательный процесс педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Ход мастер–класса
1. Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Тема мастер - класса «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически сделать пособие, которое мы используем в работе с детьми по развитию речи.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем. Давайте с вами о них поговорим, обобщим какие проблемы есть в речи: (Слайд №2).
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
- Несформированность грамматического строя речи.
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь
у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем, как например:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- трудности в построении сюжетного или описательного рассказа.
Перед нами встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из эффективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования мнемотехника – искусство запоминания.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.
Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию», поэтому мы решили соединить эти два вида работы.
2. Основная часть.
Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки».
Пример развёрнутых заготовок колечек представлен на (слайде №3).
Сегодня мы поэтапно рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия. Заучивание может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Заучивание состоит из 5 этапов.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. (Слайд № 4)
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например: (Слайд № 5)
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»
Уснул бычок, лёг в коробку на бочок – надеваем на безымянный «Бычка»
Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»
Только слон не хочет спать. - на указательный «Слона»
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон. - на безымянный « Слониху»
4 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».
Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.
Детям нравится работать с колечками, поэтому мы решили не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.
Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.
Помогают колечки:
1. При выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.
2. При формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.
3. При дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х», а Юля колечки, в которых есть звук «К».
Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку.
Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас к столам, для изготовления пособия «Волшебные колечки. Здесь представлены примеры стихотворений, которые вы должны будете расшифровать и зачитать, используя этот метод.
Пока мои коллеги заняты работой, я расскажу, как ещё можно использовать «колечки»:
Дидактическое пособие мы также используем на занятиях по формированию математических представлений:
учим соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);
при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5).
В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.
3. Заключительная часть.
Итог: таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
У детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи как на занятии, так и в повседневной жизни;
Расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
Активизируется словарный запас;
Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...