Занятие по речевому развитию в старшей группе на тему "Зима".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Светлана Михайловна

 Современная жизнь диктует свом законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, сухой, лишённой образности, яркости. Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования.

 На занятиях по развитию речи применяю Синквейн, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

 Синквейн использую для закрепления изученной темы, так как он способствует обогащению и актуализации словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_s.m._konspekt_od.docx175.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида № 17»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития   воспитанников

               

 Занятие по речевому развитию в старшей группе «Солнышко»

«Зима» 

                                                         Подготовила:

                                                         Иванова С.М., воспитатель

                                                         высшей квалификационной категории

г. Бугуруслан, 2020 г.

Конспект занятия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

 Иванова Светлана Михайловна

2.

Доминирующая образовательная область

 Речевое

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Музыкальная

Изобразительная

Познавательная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

4.

Форма организации

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Зима

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;

- диалоговая беседа;

- рассматривание слайдов презентации «Приметы зимы».

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- рассматривание снежинок для   украшения зимних деревьев;

- работа в группах по наклеиванию снежинок из бумаги ;

- составление синквейна.

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- обсуждение полученных результатов.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевая: обогащение словаря прилагательными по теме «Зима»; составление  синквейна  с опорой на иллюстрации.

Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.

Познавательная: рассматривание слайдов презентации «Приметы зимы» с комментариями.

Художественно – эстетическая: украшение деревьев снежинками.

Физическое: динамическая пауза.

4.

Возрастная группа:

Старшая группа (5-6лет)

5.

Цель:

Развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».

6.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях;
- совершенствовать грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);
- формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу.

Развивающие:

- развивать у детей умение выделять в информации самые главные признаки о зиме;
- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «зима»;
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной и речевой деятельности; по собственной инициативе, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;

- ребенок называет в последовательности слова в предложении; правильно использует грамматический строй речи, согласует слова, произносит звуки в слове;

- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно выполняет работу по схеме, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;

- ребенок активно использует монологическую речь, используя грамматические формы, правильно согласует слова в предложении;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

-ребёнок умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, может составлять синквейн;

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: ноутбук,  проектор, презентация «Приметы зимы»; картинки «Зимние развлечения» для составления синквейна, снежинки  для дыхательной гимнастики.

Центр творчества: материал для изготовления коллажа; деревья нарисованные на бумаге формата А3, бумажные снежинки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Беседа с детьми о приметах зимы; чтение стихов / А.Фет «Чудная картина», Соколов-Микитин «Зима вьюжная», А.Пушкин «Зимний вечер»/, рассказов, отгадывание загадок о зиме; заучивание загадок; художественно-продуктивная деятельность: рисование «Зимний лес», аппликация «Снеговик»; Д/и «Когда это бывает», «Найди такую же снежинку»; Р/и «Снежный ком», «Подбери похожие слова»; прогулки.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

3 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель: Ребята, всем, кто с нами здесь сегодня, пожелаем мы здоровья! Чтоб здоровья пожелать, нужно «Здравствуйте» сказать!
Дети (здороваются)

1.2

Мотивация деятельности детей

Игра на сплочение.
Воспитатель:

Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты -мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:

Вот мы и настроились на позитивное настроение.

- Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.
Дети стоят.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Проблемная ситуация.
Воспитатель:  Ребята, посмотрите на экран.

(На экране – картина окно с закрытыми ставнями.)
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика?
Тогда вам нужно отгадать загадку:
Белоснежная хозяйка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
 
Воспитатель: Верно, зима (воспитатель открывает ставни, а там картина с зимним пейзажем)

II.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Выявление проблем, обсуждение полученных результатов.

Систематизация полученной информации о зиме.

Продуктивная деятельность.

20 мин.

1.Чистоговорка  «Зимние забавы»

Ма-ма-ма – наступила зима.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела

Засыпала зима всё белым пушистым снежком.

2. Гимнастика для глаз «Снежок»

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сверху летит снежок, справа, слева и под ногами скрипит снег.

(Беру бумажные салфетки, скручиваю и делаю снежок, затем подбрасываю).

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать -  знаете ли вы её приметы.

3.  Просмотр презентации. «Приметы зимы»

Воспитатель:  Что бывает зимой? Какие природные явления?

Дети: иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа.
Воспитатель: Каким бывает ветер?

Дети: сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный.
 Воспитатель: Что происходит зимой на водоёмах?
 Воспитатель: Какие стоят деревья? Почему?
Воспитатель: А что бывает только зимой?

Дети: снег.
Воспитатель: Какой бывает снег?

Дети: лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный.
Воспитатель: Что снег делает?

Дети: идёт, падает, кружится, ложится, лежит, сыплется, блестит, тает.
Воспитатель:  Молодцы, хорошо знаете приметы зимы.
4. Составление детьми синквейна  о «Зиме»  ( По схеме)

Воспитатель: Многие поэты и писатели писали про зиму рассказы, стихи. Многие художники писали картины об этом времени года.

Я предлагаю вам сочинить стихотворения о зиме?

Вы умеете сочинять стихи?

Дети: нет, не умеем.

Воспитатель: Хотите научиться? Это совсем не сложно, а даже увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем сочинять – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек без рифмы и называется – синквейн.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором схема и выделены пять строчек

Воспитатель:  Скажите мне, про какое ,временя года мы посмотрели картинки?

Дети: Картинки были о зиме!

Воспитатель:  Первым словом нашего стихотворения будет слово – зима.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе много разных картинок с изображением зимы, давайте подберём картинки для нашего стихотворения.

(Дети подбирают картинки для синквейна и ставят их на мольберт)

Воспитатель: Ребята, пять строчек заполнены. Давайте расшифруем то, что мы записали при помощи рисунков.

Дети расшифровывают рисунки на мнемодорожках. Читают синквейн.

Предмет Зима.

Признак  Морозная, снежная.

Действие Веселит, наступает, завьюжила.

 Мы очень люблю зиму.

Радость!

5. Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Белый снег пушистый». Встаем в круг. (под.  муз. «Серебристые снежинки».) 

6. Воспитатель:  Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом снег в игру «Доскажи словечко». За каждый правильный ответ будете получать снежинку и украшать ей дерево.  Для этого разделимся на две группы. Девочки сядут от меня справа, а мальчики слева.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые ... (Снежинки.)

Вот  веселье  для  ребят -

 Всё сильнее ... (Снегопад.)

 Все  бегут  вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

 Словно в белый пуховик

      Нарядился ... (Снеговик.)

 Рядом снежная фигурка

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

 На снегу-то, посмотри -

 С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала. (Снежинка)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Много снежинок собрали.

7.Игра «Укрась дерево»

 Воспитатель: Девочки идите и   украсьте снежинками ёлочку, а мальчики берёзку.

 Воспитатель: Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились.

Работа в подгруппе (дети берут снежинки и украшают дерьвья)
Включаем мелодию ветра.

8. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: пока мы играли и украшали деревья подул сильный ветер, а в небе закружили веселые снежинки. И всё вокруг замело.  ( Работа в парах)

Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки.

Снежинки – девочки. Ветерок – мальчики. ( Потом дети меняются местами)

Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут снежинки и дуют на них, добиваясь движения снежинок). 

9. Воспитатель: Как стало холодно. Давайте согреемся, встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласково». ( В кругу с мячом) скажем  ласковые, зимние слова.

Включаем зимнюю мелодию.

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Снежинка - … (снежинка)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

Снеговик -… (снеговичок)

Воспитатель: Молодцы от ваших ласковых слов стало в зале тепло.

III.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

2 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: 

– О  каком  времени  года мы  сегодня  говорили?

- Мы  с  вами  много  играли, вам  понравилось?

- А что понравилось больше всего делать?

- Что показалось вам сложным?

- Кому об этом расскажите дома?

На прогулке продолжим наблюдать за приметами зимы.

- Я вами довольна! Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"

Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"

Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...